Сопредседатели рабочей группы по поправкам к Конституции направят президенту доклад о законодательных инициативах снизу. Фото с сайта Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ
Когда поправки к Конституции будут одобрены на общероссийском голосовании и вступят в силу, правовое пространство окажется под двойным регулированием. С одной стороны, конституционные нормы имеют прямое действие, но с другой – есть законы, которые их развивают, уточняют или интерпретируют. К законопроекту о поправке к Конституции президент представил список из 35 законов. В Госдуме считают, что его уже надо увеличить как минимум вдвое. И звучат заявления, что это будет хорошим поводом отформатировать действующее законодательство надлежащим образом.
В ближайшие дни, как сообщалось ранее, должно состояться еще одно заседание рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Сопредседатель рабгруппы Андрей Клишас пояснял, что предполагается обсудить те инициативы, которые не нашли отражения в президентском законопроекте. Напомним, что на встрече президента Владимира Путина с рабочей группой накануне второго чтения поправок в Госдуме прозвучало обещание ни одну высказанную народом идею не потерять.
Поэтому-то Клишас подтвердил, что «есть целый пакет предложений по внесению изменений в федеральные законы и подзаконные акты, работа будет продолжена». Он также напомнил, что рабгруппа подготовит и представит президенту доклад о таких поправках, которые ими так и не стали, но действительно могут пригодиться для корректировки как федерального, так и регионального законодательства. По словам Клишаса, подготовку такого документа для Путина курирует еще один сопредседатель рабгруппы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. Занимаются составлением своих каталогов и профильные комитеты обеих палат парламента.
Напомним, что, когда президент 20 января внес в Госдуму проект закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», к нему был приложен отдельный документ – «Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию». В общей сложности в нем было 35 позиций. Это шесть конституционных законов, начиная с Конституционного суда и заканчивая законом «О правительстве РФ», которые предстояло соответствующим образом обновить после утверждения поправок и их вступления в силу. Был упомянут большой блок избирательных законов, ряд кодексов, а также вовсе специфические нормативные акты вроде закона № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
Отдельным пунктом значился будущий законопроект, который еще предстояло разработать, – «О Государственном Совете РФ». Напомним, что в результате корректировки Конституции о Госсовете там сказано несколько слов, все его полномочия и обязанности вместе со статусом, порядком формирования и местом в системе органов госвласти как раз и должны быть прописаны в специальном законе. В связи с тем, что Путин если и не отказался совсем от идеи иметь под рукой Госсовет в качестве конституционного института, то, похоже, к ней сильно охладел, такого закона пока и нет.
Недаром он неоднократно подчеркивал, что собирается создавать ситуации двоевластия – например, в связи со своим уходом с поста президента именно на руководство Госсоветом.
Председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников, третий сопредседатель рабгруппы по поправкам, на днях сообщил, что на Охотном Ряду уже видят необходимость как минимум вдвое расширить первоначально предложенный президентом список приоритетных для обновления законопроектов. Потребуется принять еще, по разным подсчетам, от 50 до 70 поправок в разные законы, пояснил он, оговорившись, конечно, условием, что обновленная редакция Конституции будет народом одобрена. Но депутат ГД, выступая перед коллегами в Заксобрании Свердловской области, не стал скрывать, что «это количество, когда мы будем детально входить в тексты, конечно, увеличится, работа предполагается просто колоссальная».
Но обратила на себя внимание другая его фраза: мол, вот и будет хороший повод подкорректировать российскую правовую систему «не с помощью гильотины, а с помощью нормальной систематизации нашего законодательства». Крашенинников подчеркнул, что после принятия поправок к Конституции в отношении остального законодательного массива будет разработан план реализации необходимых изменений. Однако пока корреспонденту «НГ» удалось выяснить на Охотном Ряду только тот факт, что ни одного проекта даже из первоначального списка президента в Госдуму не внесено. И никто пока не знает, когда это может быть сделано. Но точно не до 22 апреля.
При этом по плохой российской традиции может оказаться и так, что поправки уже давно заработают, а их зеркального – или не очень – отражения в законодательстве так и не будет. Во всяком случае, новый Жилищный кодекс, принятый в начале 2000-х, последнего подзаконного акта дождался лет через 10. Сейчас депутаты обещают такого не допустить, а в аппаратах думских комитетов напоминают о том, что нормы Конституции имеют прямое действие. С этим трудно спорить, ведь такая фраза в самой Конституции и написана, однако даже для судов это часто является новостью – что уж говорить о полиции и муниципальных чиновниках.
Таким образом, возможна ситуация, когда правовое поле страны будет регулироваться двояко – и Основным законом, и более младшими по ранжиру актами. Но будет хуже, если так называемый федеральный законодатель, то есть президент, правительство и парламент решат по ходу корректировки законодательства его улучшить, модернизировать, упростить и т.д., а иными словами, внести нормы, которые удобны прежде всего власти.
Как пояснил «НГ» юрист Александр Кобринский, «есть нормы Конституции, которые действуют только через федеральные законы, а есть те, которые действуют непосредственно». Пример – норма о невозможности баллотироваться на пост президента более двух сроков подряд имела характер прямого действия, а норма о Конституционном собрании может действовать только через закон, который так и не был принят. По словам эксперта, в некоторых случаях закон проговаривает механизм реализации нормы Конституции, то есть она в случае непринятия соответствующего закона остается недействительной, но никакого правового противоречия здесь вроде бы и нет. Но о путинском списке Кобринский призвал не беспокоиться: «Как только поправки будут приняты окончательно, в течение двух-трех дней наверняка будут внесены все нужные законопроекты, которые сейчас готовятся. И как показывает практика, они могут быть приняты за день-два во всех трех чтениях».
комментарии(0)