Фото сайта spravedlivo.ru
В условиях эпидемии коронавируса оппозиционные партии выбирают для себя различные модели поведения. Например, «Справедливая Россия» приостановила политическую работу, чтобы заняться волонтерской деятельностью. КПРФ переводит активистов в интернет для онлайн-общения и агитации. Между тем «Яблоко», наоборот, решило расширить присутствие в регионах – и теперь у партии уже 79 отделений. В партии же «Гражданская инициатива» (ГИ), напротив, вынуждены расстаться с радикальным крылом сторонников, чтобы просто сохранить свою регистрацию.
Лидер СР Сергей Миронов объявил 31 марта, что партия как таковая замораживается. «Я обращаюсь к членам партии: в эти непростые времена необходимо всю нашу деятельность направить на помощь гражданам, работникам здравоохранения, волонтерам.
Никакой политической работы – только реальная поддержка нашего населения», – заявил он.
Миронов выразил уверенность, что страна и народ все выдержат: «Мы мужественно перенесем все эти лишения, выйдем, не только победив эту заразу, коронавирус, но и с укрепленной экономикой, с солидарным обществом». Депутат Госдумы от СР Михаил Емельянов пояснил «НГ», что речь о полной заморозке все-таки не идет: «Мы не отказываемся от политической активности совсем, у нас по регионам работают волонтеры, помогают привозить нуждающимся еду и лекарства, дезинфицируют подъезды. Также наша фракционная работа в Госдуме, гордумах и заксах продолжится. Речь идет прежде всего о прекращении любой уличной активности, мы отказываемся от митингов».
КПРФ 30 марта в дистанционном формате и режиме онлайн провела заседание президиума Центральной контрольно-ревизионной комиссии (ЦКРК) во главе с председателем ЦКРК Николаем Ивановым. Свердловские коммунисты также провели пленум обкома КПРФ в онлайн-режиме. Впрочем, кое-где онлайн-формат еще не востребован. Саратовские коммунисты продолжили марафон пикетов против «узурпации власти» и против обнуления президентских сроков. На акцию вышло около десятка человек. Кировские коммунисты вышли на акцию против сноса мемориала в городе Советске.
Демократы пока также продолжают активную политическую деятельность. «Яблоко» помимо предложенной программы неотложных мер по поддержке граждан и предпринимателей в условиях эпидемии (см. «НГ» от 20.03.20) продолжает активное выступление в заксобраниях страны. Между тем «Яблоко» открыло уже 79-е по счету региональное отделение – 30 марта оно появилось в Еврейской автономной области. Десять жителей региона были приняты в члены партии, поставлены на учет и зарегистрированы в ЕАО. Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков отметил, что подготовительная работа по созданию нового регионального отделения велась несколько месяцев. В ноябре прошлого года региональное отделение партии было создано в Камчатском крае.
Член бюро «Яблока», депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский пояснил «НГ»: «Наверное, создание отделений продолжится, в принципе закрытие регионов – хорошая цель. Главное – найти местных активистов, которые будут вести партийную работу, а кроме того, есть еще вопрос финансов, ведь нужно снять офис для отделения и оплатить работу минимум двух сотрудников. Но это ни в коем случае не самоцель. Первоочередная задача – защита граждан от эпидемии и от неправовых действий властей». В то же время Вишневский отметил, что даже при массовом открытии новых отделений офисы в Крыму и Севастополе «Яблоко» открывать не собирается.
Между тем в партии «Гражданская инициатива» произошел раскол. Глава Партии перемен Дмитрий Гудков покинул со своей командой «Гражданскую инициативу». Ее основатель Андрей Нечаев напомнил, что Минюст приостановил деятельность партии «Гражданская инициатива» на три месяца. «Я сожалею о решении Дмитрия, но отношусь к нему с уважением и пониманием, – подчеркнул Нечаев в беседе с корреспондентом «НГ». – Партия перемен была нашим совместным проектом. Он на данном этапе потерпел неудачу, и не по нашей вине. Это политическое решение властей. Мы проиграли важное сражение, но не всю войну. Я искренне считаю, что партию «Гражданская инициатива» нужно сохранить. Говорю это не только потому, что она дорога мне как ее создателю. В нынешних политических условиях зарегистрировать новую оппозиционную партию невозможно. Дорога открыта лишь политическим фрикам. А активное участие во многих сферах политической жизни возможно только через институт партий. За нами стоят руководители региональных отделений, рядовые партийцы и сторонники в 56 регионах. Объявить, что мы прекращаем борьбу за партию, потому что нас не любят в администрации президента и Минюсте, было бы неправильно».
По его словам, пока же история с преемниками партии временно приостановлена, партия будет решать проблемы с отчетностями, судами и штрафами, бороться за свое существование.
Дмитрий Гудков подтвердил «НГ» выход вместе с командой из ГИ. «Можно провести еще 10 съездов – но это, очевидно, бесполезно. Источники в Минюсте прямо сказали, что есть политическое решение закрыть партию во главе с Гудковым. В этих условиях, чтобы не мешать однопартийцам бороться за сохранение структуры и участвовать в выборах, наша команда решила выйти из «Гражданской инициативы» и начать подготовку к выборам в Госдуму по одномандатным округам», – подчеркнул Гудков.
По словам политика, конечно, гарантий сохранения партии при его выходе из нее никто не давал: «Я решил не мешать Нечаеву бороться за сохранение партии». Как заметил Гудков, никакой демонстративности в выходе его команды из партии нет: «Мы не хлопали дверью, напротив, с благодарностью относимся к совместной работе».
комментарии(0)