Осенью Госдуму, возможно, ожидает еще один законотворческий аврал. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Закон о поправке к Конституции «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был подписан Владимиром Путиным 14 марта после одобрения парламентами субъектов РФ. Обновленный Основной закон вступил бы в силу, если бы не решение президента об общероссийском голосовании. Из-за коронавируса оно отложено, а потому, указывает ряд экспертов, Россия уже месяц живет как бы с двумя Конституциями. Зависла и предрешенная поправками модернизация правовой системы. Подготовка к обновлению почти сотни законов, похоже, не начиналась. Возможно, власть одним пакетом проведет их техническую корректировку после плебисцита. Нельзя исключать и масштабной перелицовки всей нормативной базы страны.
К президентским поправкам был приложен перечень законопроектов, которые необходимо было менять после обновления Конституции. В нем значилось 35 пунктов, однако, поскольку корректировка Основного закона вышла за первоначальные рамки, список серьезно расширился. И уже под занавес аврального конституционного процесса председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников предположил, что исправлять придется от 50 до 70 действующих законов. Источники же «НГ» на Охотном Ряду утверждали, что меньше сотни законов точно не будет (см. «НГ» от 17.03.20).
С тех пор прошел месяц – и опрос депутатов показал, что пока ни о каких законопроектах не слышно. Например, первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что их внесение может начаться только осенью. Он сообщил, что рабочая группа по правке законодательства внутри Госдумы пока не создана. «Может быть, работа и ведется, но неофициально. Возможно, в администрации президента разрабатывают данный пакет, но в Госдуме об этом ничего не слышно», – пояснил эсэр. Он напомнил, что сейчас все силы парламента направлены на законодательное обеспечение борьбы с эпидемией и ее последствиями для людей и экономики. Поскольку голосование по поправкам отложено, то по регламенту Госдумы, заметил Емельянов, депутаты пока не могут начинать приводить законы в соответствие с обновленной Конституцией.
Первый замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев сказал «НГ», что если бы о разработке новых законов было известно в Госдуме, то и коммунисты бы об этом уже услышали. Он, впрочем, не исключил, что «наверное, какие-то шерпы президента по законодательству уже над ними и трудятся удаленно». Председатель комитета ГД по труду и соцполитике Ярослав Нилов, который одновременно является замруководителя фракции ЛДПР, заметил, что «приоритетными направлениями работы Госдумы признаны меры по борьбе с эпидемией и социальной поддержке граждан, малого и среднего бизнеса, которые президент пообещал в обращениях к гражданам».
И, конечно, он указал, что новая редакция Конституции не вступает в силу без одобрения на плебисците, а раз тот отложен на неопределенный срок, то нет работы и над массивом законов, следующих за поправками.
Стоит заметить, что ранее тот же Крашенинников обмолвился о предстоящей «систематизации законодательства», в которую, по его мнению, необходимо превратить процесс обновления законов в связи с принятием поправок к Конституции. То есть он дал понять, что это может быть даже не техническая, а сущностная корректировка нормативной базы страны. Может быть, это было бы и неплохо, но как раз только что власть, к сожалению, показала готовность к такой работе вне действующих правовых процедур.
Скажем, юристы КПРФ вообще настаивают на том, что Россия сейчас имеет две параллельные Конституции – и при этом непонятно, какая из них в большем приоритете. Дело в том, что коммунисты отрицают правомочность подхода «что не запрещено законом, то разрешено» для действий госорганов, ведь этот принцип распространяется лишь на граждан. Тем не менее общероссийское голосование было объявлено именно потому, что президенту, дескать, проводить плебисциты не запрещено. И Конституционный суд (КС) в своем заключении от 16 марта эту позицию полностью поддержал.
Однако от этого такая позиция, конечно, не стала юридически безупречной, тем более что портфолио КС содержит немало других сомнительных кейсов. Поэтому-то и возникают подозрения на тот счет, что власть может воспользоваться конституционными поправками как поводом для дальнейшего закручивания законодательных гаек. А список уточняемых в эту сторону законов будет внесен в Госдуму единым большим пакетом и быстро проголосован. Емельянов на это возразил, что скорее всего законопроекты будут вноситься постепенно – по темам. Приоритетные же, которых может быть около десятка, внесут действительно быстро – к примеру, законы об индексации пенсий, о социальных выплатах и государственном суверенитете. Депутат выразил сомнение и в том, что правку законодательства власть использует для ограничения прав и свобод, хотя и пообещал, что СР будет отслеживать ситуацию.
Нилов также полагает, что правка будет происходить веерно – по отраслям законодательства. «Пакетом вносить и рассматривать тяжело, поправки к Конституции касаются разных сфер, но, наверное, будут выбраны приоритетные нормы для принятия в экстренном порядке. Например, в первую очередь, видимо, внесут закон о Госсовете, его правах и обязанностях», – предположил он. Нилов тоже сомневается в неизбежном закручивании гаек под прикрытием поправок: «Многие нынешние жесткие законы были приняты без поправок к Конституции. Ограничительные и запретительные нормы, принимаемые властью, вызваны ее текущими потребностями и встающими вызовами».
Но Коломейцев уверен, что если будет нужно, то законопроекты могут внести одним пакетом – и при необходимости принять в трех чтениях за один день. Но он указал, что власть должна будет выбрать для этого подходящий момент: «Разработать пакет – это не главная проблема для Кремля, главное – выбрать правильное время для внесения, чтобы был позитивный фон и последующий пиар-эффект. А внесение такого пакета до победы над эпидемией или до голосования по поправкам может быть негативно воспринято в народе». И Коломейцев допустил, что пакет новых законов может еще больше ударить по правам и свободам граждан: «Страна живет в ситуации полного правового нигилизма. Достаточно вспомнить, как появилась поправка Терешковой. А нарушения прав граждан и бизнеса, которые происходят без объявления режима ЧС и официального карантина? Или получение губернаторами самых широких полномочий, вовсе не предусмотренных Конституцией?»
Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова считает, что «от нашей власти всего можно ожидать, а тем более ужесточения законодательства, ущемления прав и свобод», при этом она прежде всего имеет в виду ситуацию вокруг коронавируса. По ее мнению, новые законопроекты могут быть приняты именно пакетом, а в них «могут быть любые нормы, прописанные уже без оглядки на Запад и международное законодательство». Слабунова предполагает, что внесение данного пакета может начаться после Дня Победы и окончания режима самоизоляции, но скорее всего все-таки осенью. А сейчас этот пакет готовят в администрации президента, уверена яблочница.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что раз поправки «были за все хорошее, то, следовательно, завинчивания гаек именно под предлогом приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией вряд ли стоит ждать». Однако он заявил, что власть реально вышла «за правовое поле уже при принятии этих поправок, а в условиях эпидемии правовой нигилизм приобрел в регионах гипертрофированный характер». Действия власти на местах продиктованы не соблюдением закона, а целесообразностью и «опираются на форс-мажорные обстоятельства, которые оказались важнее Конституции». Поэтому риск Калачев видит не в том, что в пакете законопроектов протащат ограничивающие нормы, а во вступлении «в эпоху произвола». «Проблема не в том, что у нас могут сажать по закону и даже не в практике правоприменения, а в том, что людей могут сажать и без закона, а это значит, что власть действует вне правового поля», – подчеркнул Калачев.
комментарии(0)