Фото Ильи Шаблинского |
Поводом обращения в КС стало изъятия храма у небольшой религиозной организации, не являющейся частью РПЦ. В конце 90-х тверская община Православной церкви Божией Матери Державная руками прихожан выстроила этот храм на фундаменте полуразрушенной котельной. Однако в 2017-м общине отказали в продлении договора аренды земельного участка. В дальнейшем это имущество было передано РПЦ.
Администрация Твери и суды воспользовались изъяном, который есть в норме закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот изъян позволяет признавать таким имуществом лишь то, что изначально предназначалось для религиозных нужд. «Формулировка закона создает юридическую основу для того, чтобы здания и помещения, построенные изначально не для религиозных нужд, могли не рассматриваться как «имущество религиозного назначения», – говорится в заключении СПЧ, которое подготовил один из его бывших членов – доктор юридических наук Илья Шаблинский.
«В результате сомнительного соответствия Конституции и недостаточной правовой определенности указанной нормы в ходе ее применения допускается нарушение равенства религиозных организаций, физических и юридических лиц перед законом и судом, ограничение конституционной свободы вероисповедания», – указано в заключении. Сейчас правоприменение данной нормы позволяет изымать помещения из пользования религиозных организаций без учета того, какие средства были вложены в их перестройку и какое духовное значение придается им после многих лет использования в качестве храмов.
СПЧ отмечает, что такое толкование нормы закона противоречит сразу нескольким статьям Конституции. А именно: ст. 19 и ст. 28, где говорится и о равенстве всех перед судом и законом, и о том, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой». В заключении СПЧ говорится, что КС в своих предыдущих правовых позициях не раз подчеркивал: в России многоконфессиональное общество, а значит, юридическое равенство религиозных объединений, гарантированное Конституцией, должно быть обеспечено и законами. «Полагаем, что ограничения, которые фактически установлены оспариваемой нормой, никак не оправданны и не соразмерны конституционно значимым целям», - отмечается в документе.
Как рассказал «НГ» Шаблинский, в последние год – полтора действительно наблюдается опасная тенденция, когда различные госструктуры ищут и находят поводы для притеснения небольших религиозных организаций в имущественной сфере, либо отбирая их имущество, либо заставляя тех платить немалые штрафы. Но он затруднился сказать, является ли это неким общим планом или это всего лишь местные ситуации. Шаблинский также напомнил, что многим религиозным объединениям, чаще всего небольшим, в пользование передаются чаще всего руины зданий, ранее вовсе не предназначенных для отправления культов. «Вот и в Тверской области религиозная община выстроила себе небольшой храм. И пользовалась им более 20 лет. Но наступил день, когда общине объявили, что договор аренды продлевать не будут, а передача ей храма исключена. Проблема ущемления прав религиозного объединения вполне очевидна», – подчеркнул он.
комментарии(0)