0
6786
Газета Политика Интернет-версия

23.04.2020 20:47:00

Оппозиция заходит на второй круг COVID-протеста

Под угрозой уличных выступлений от власти требуют усилить поддержку граждан

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, антикризисные меры, господдержка, оппозиция, ходорковский, яблоко

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема" On-Line версия

коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, антикризисные меры, господдержка, оппозиция, ходорковский, яблоко По мнению экс-олигарха, неудачные решения власти пока лишь усиливают возмущение людей. Кадр из видео с канала Михаила Ходорковского на YouTube

В условиях эпидемии главным оружием оппозиции остается составление обращений к власти. Сейчас как несистемные силы, так и парламентские партии бьют в одну точку. Они настаивают на усилении господдержки граждан и мелкого бизнеса. Из Госдумы в правительство следует запрос за запросом, «Яблоко» каждую неделю выдвигает к правительству новые требования. Основатель «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский уже намекает, что если людям не дать средства на жизнь в самоизоляции, то уличные выступления неизбежны.

Думские партии фонтанируют социально-экономическими инициативами, которые в нынешних трудных условиях безусловно встретят одобрительную реакцию граждан. Очевидно, что исключительно в расчете на нее таковые и генерируются, потому что правительство на эти приступы популизма, в общем-то, никак не отвечает.

Например, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов потребовал, чтобы повышенное до одного МРОТ пособие по безработице платили всем, а не только тем, кто был уволен после 1 марта. В письме премьеру Михаилу Мишустину руководитель эсэров указывает, что безработных не надо делить на категории, потому что сейчас трудно всем. КПРФ продолжает настаивать на исполнении правительством всего пакета ее требований по помощи гражданам, малому и среднему бизнесу за счет государственных накоплений. ЛДПР как раз 23 апреля разместила на партийном сайте свои новые предложения: снизить цену на бензин до 10 руб. за литр, отменить транспортный налог, плату за парковки и ЖКХ. При этом парламентская оппозиция именно политических действий по продвижению своих планов не предпринимает.

У несистемной оппозиции думской трибуны нет, но зато она более настойчиво бомбардирует власти собственными инициативами. Например, «Яблоко», федеральное бюро которого перешло на еженедельный режим принятия различных заявлений, только что выступило с развернутой программой поддержки высшего образования. В ней и прямые выплаты студентам и преподавателям, и перевод на бюджетные места с платных, беспроцентные кредиты на жилье потерявшим места в общежитиях. В общем, очередные 10 мер. В ОР, в свою очередь, показательно занимаются именно волонтерской работой, но при этом движение Ходорковского, конечно, подспудно поддерживает множество протестных проектов.

Сам же экс-олигарх разворачивает в России через YouTube агитацию и пропаганду за ужесточение требований к властям поделиться с людьми накопленными ресурсами. Один из последних роликов Ходорковского называется «Есть что поесть? Сидите дома». В этом произведении, кроме разбора очевидных ошибок и провалов государства, а также его неудачных действий по преодолению социально-экономических последствий эпидемии, есть уже и намеки на предстоящие угрозы. «Сидеть на карантине могут только те, у кого есть еда, а те, кому нечего есть, не фигурально, а буквально нечего есть, не могут не выходить на улицу», – такой была реакция Ходорковского на митинг во Владикавказе. «Митинги на онлайн-картах и петиции не помогут. Они важны лишь как свидетельство готовности к действиям на улицах и площадях. И мы видим, что люди начинают это понимать, что власть поставила их в ситуацию, когда риск смерти от вируса, риск травм от полицейских дубинок, риск тюрьмы значит меньше, чем пустой холодильник, чем лишение крыши над головой, чем невозможность смотреть в глаза близким», – заявил экс-олигарх.

Конечно, это пока нельзя считать неким прямым призывом к гражданскому неповиновению, скорее это намек на будущую возможность таких протестов. Однако в оппозиционной среде есть уже и более конкретные практики. Скажем, столичный муниципальный депутат от «Яблока» Денис Шендерович создал сайт, который должен помочь всем желающим судиться с властями на действия и решения власти и полиции, принятые и реализуемые в ходе карантинных мер. В том числе, конечно, и выписанные гражданам и юрлицам штрафы за нарушение самоизоляции. Сам Шендерович иск уже подал и призвал всех следовать его примеру, не боясь за свои деньги – мол, все равно потом их можно будет отсудить.

Однако в целом создается впечатление, что вся оппозиция теперь заходит уже на второй круг COVID-протеста, хотя на первом круге ей ничего существенного добиться не удалось. И возникает вопрос, не пора ли каким-то образом усилить давление на власти. Или же просто перейти к иным форматам оппозиционной активности. Этот вопрос «НГ» задала самим оппозиционерам.

Лидер «Яблока» Николай Рыбаков считает, что «наше государство приняло ошибочное решение действовать в режиме страха и запугивания граждан, а должно было действовать в режиме солидарности и поддержки». Так он отреагировал на инициативу Шендеровича, которая хотя и не является партийным проектом, но она вполне понятна. «Яблоко», по словам Рыбакова, будет продолжать добиваться реализации программы неотложных мер по поддержке граждан и предпринимателей (см. «НГ» от 29.03.20). «Чем больше давление гражданского общества, тем быстрее власть пойдет навстречу, часть наших предложений уже реализована, например выплаты врачам и авансирование муниципальных и государственных контрактов для малого бизнеса», – отметил он. О намеках же Ходорковского Рыбаков отозвался неодобрительно: «У политиков должна быть ответственность за свои слова. И уж если к чему-то призвать людей, то только если сам готов туда идти».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что смысл инициативы Шендеровича в том, чтобы «направить действия власти в правовое поле, что в принципе требуют и депутаты-коммунисты». Сейчас же, заметил он, «как говорят в народе, «режим хрен знает чего». «Тысячи подобных инициатив муниципальных депутатов и гражданского общества как раз развернут власть в правильном направлении», – считает Обухов. Он подчеркнул, что КПРФ будет настаивать на своих предложениях по помощи гражданам и малому бизнесу: «Долбить в любом случае нужно. Как показали события в Осетии, как только граждане вышли на улицы, тут же власть нашла, чем откупиться. Чем мощнее протест, тем больше выплаты. Конечно, мы не призываем к выходу на улицы, будем стимулировать власть другими способами».

Лидер ОР Анастасия Буракова полагает, что инициатива Шендеровича никакого юридического эффекта дать не может, поскольку она сама по себе не юридическая. «Поэтому если какой-то эффект от этой инициативы и будет, то только политический – когда таких обращений в органы власти будет много, то это будет давление на власть и та, возможно, отреагирует», – отметила она. Буракова заявила «НГ», что и ОР будет добиваться именно помощи гражданам и соблюдения законов – через заявления и иные методы борьбы вроде намеченного на 28 апреля онлайн-митинга. При этом ОР оказывает правовую помощь лишившимся работы и пострадавшим от жестких мер самоизоляции. Что касается слов Ходорковского, то, по ее мнению, их «не следует расценивать как призыв массово выходить на улицы», это сигнал власти о том, что она сама «создает ситуацию для массового протеста».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что Шендерович занимается тем, чем и должен заниматься оппозиционный политик – пиаром. По словам эксперта, оппозиции в нынешней ситуации как раз и остается для раскрутки лишь жесткое контрпозиционирование через критику решений власти и продвижение своих инициатив. Но по-прежнему не решена проблемы донесения информации о них до народа и создания к ним доверия: «Оппозиции нужно донести до людей простую мысль: при этой власти ни ощутимой помощи, ни реальных больших выплат не будет. И если власть почувствует резкое падение рейтингов до критических отметок, то деньги сразу найдутся. А более всего пугает власть массовый выход граждан на улицы. То есть здесь Ходорковский прав, в том числе и в том, что если у людей не останется другого выхода, то они просто вынуждены будут протестовать». А онлайн-митингами, согласен Калачев, никого не запугать, так что «пока все слова и флешмобы оппозиции власти считает лишь выпуском пара».

Возросшую в связи с коронавирусом активность оппозиционеров комментировали и авторы влиятельных общественно-политических Telegram-каналов. «Разговоры про возможность (или невозможность) регулирования онлайн-митингов – совершенно ненужное занятие, участникам которого совершенно точно есть на что потратить свое время, - пишут авторы «Адеквата». - Особенно, когда такие разговоры ведут не «абы кто», а серьезные люди, облеченные чинами и званиями. Самая первая ошибка здесь – сам перенос взявшегося из ниоткуда понятия «онлайн-митинг» в официальный дискурс подобно тому, как когда-то это случилось с «панк-молебнами», например. Никаких «панк-молебнов» не существует, а есть нарушения общественного порядка на территории религиозных организаций. Нет и никаких «онлайн-митингов», а есть чаты участников интернет-сервисов. Если эти чаты используются для предосудительного – с этим надо разбираться и, при наличии оснований, наказывать виновных. Если нет – то не надо своими руками превращать эти чатики в какие-то квази-«институты гражданского общества», которые с самого момента своего якобы-рождения якобы оказываются под давлением властей».

статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
642
В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
1707
Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Игорь Селезнёв

Власти республики испытывают внешнее давление

0
3929
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
4096

Другие новости