На Первомай левые решили повторить «красный флешмоб» со дня рождения Ленина. Фото со страницы Сергея Удальцова в «ВКонтакте»
Общественная кампания «Нет!» 28 апреля провела в интернете митинг против поправок к Конституции. Уже 1 мая этот опыт намерены повторить коммунисты. Праздник отметят стуком пустых кастрюль, красными флагами в окнах и лозунгами в соцсетях. Комфортные условия протеста в онлайне в принципе могут подвигнуть оппозицию к мысли остаться там и дальше. Однако эксперты считают, что по мере снятия карантина, а главное, снижения уровня жизни людей и правые, и левые все-таки возвратятся на улицу. Хотя бы потому, что власть на сетевые акции внимания не обращает.
В онлайн-митинге приняли участие представители «Яблока», команды Дмитрия Гудкова, «Открытой России» Михаила Ходорковского, а также муниципальные депутаты и гражданские активисты.
Первоначально акция 28 апреля планировалась в рамках кампании «Нет!», то есть против президентских поправок к Конституции, но потом были добавлены требования к властям оказать в условиях эпидемии прямую помощь гражданам. В конце организаторы онлайн-митинга опубликовали его резолюцию, где были перечислены требования к президенту и правительству: «принять экстренные меры для спасения людей и страны во время кризиса», «представить обществу четкий план по борьбе с эпидемией и говорить правду о сложившейся ситуации», «обеспечить медицинские учреждения», «предоставить достаточную финансовую поддержку всем гражданам, малому и среднему бизнесу», «соблюдать права человека», «массовую амнистию осужденным по ненасильственным статьям», а также потребовали «отказаться от планов по изменению Конституции России». Отмечается, что по формату онлайн-митинг максимально близок к привычным протестным митингам.
Участникам же митинга предлагалось выслать свое фото с плакатом на волнующую их тему, - «например, отсутствие прямой помощи населению, недостаточная поддержка малого бизнеса, обнуление сроков Путина, тотальная слежка, прикрываемая борьбой с эпидемией», - эти фотографии время от времени транслировали во время мероприятия.
Более того, лозунги об экстренных мерах по спасению людей на этом митинге оказалась главными. Само мероприятие стартовало в 18.00 на YouTube-канале кампании «Нет!». Сам митинг начался с технических неполадок со звуком, и оппозиционеру Дмитрию Гудкову пришлось даже выступать дважды, чтобы быть услышанным. Политик выступил в той же толстовке, в которой учреждал Партию перемен с Ксенией Собчак в 2018-м году (см. «НГ» от 16.03.18), Гудков призвал поддержать политзаключенных, и подписать обращение в органы власти с требованием амнистии, а также призвал власть пустить Фонд национального благосостояния на помощь гражданам. Литературовед Ирина Прохорова отметила, что нельзя менять Основной закон страны раз в 20 лет, и подчеркнула, что поправки проводятся с единственной целью — обнуление президентских сроков, поэтому надо выступить против них. Также выступил депутат Петербургского Закса от «Яблока» Максим Резник, который заметил, что при авторитарном режиме расходы бюджеты в основном идут на силовые структуры и номенклатуре, а не на медицину и развитие экономики. Исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров рассказал про волонтерскую помощь медикам, и предложил сосредоточиться на двух требований: никаких поправок в Конституцию, и перераспределение бюджета на помощь гражданам. Также выступил репер Noize MC. Писатель (и сотрудник «НГ-Ex Libris») Алиса Ганиева также выступила на митинге, заметив, что недавно мы отметили юбилей 35-летие с начала Перестройки, и сейчас оказались в той же точке, откуда пришли. Представитель «Левого фронта» Максим Шевченко, который заметил, что сейчас требование оказания помощи населению власти сейчас общая тема для правых и левых сил. Также выступили мундеп Москвы Константин Янкаускас, который призвал поддержать «5 шагов» Алексея Навального» (см. «НГ» от 21.04.20), депутат Мосгордумы от СР Михаил Тимонов, и другие. Ведущими митинга стали журналист Илья Азар и актриса Юлия Ауг. Митинг длился более 3 часов, всего прямую трансляцию смотрели около 19 тыс. человек.
Левопатриотический блок также решил не оставаться в стороне от модного в этом эпидемиологическом сезоне тренда. Лидер «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов уже объявил, что 1 мая «красная» оппозиция отпразднует День солидарности трудящихся по всей России. Но не манифестациями на улицах, которые, с одной стороны, сейчас полностью запрещены, но с другой – в последнее время все равно организовывались с большим трудом.
На Первомай Удальцов предложил провести целый ряд сетевых мероприятий. Во-первых, акцию «Народный набат». В полдень участвующие в ней граждане должны открыть окна и на протяжении 10–15 минут стучать в пустые кастрюли. Это будет означать требование к власти по полноценной поддержке населения и предприятий в условиях кризиса. Во-вторых, как и в день рождения Ленина, 22 апреля, вывешивать из окон квартир и домов красные флаги и, конечно, первомайские транспаранты.
Будут, естественно, и онлайн-митинги на YouTube-каналах, где смогут выступить активисты из разных городов страны. Как считает Удальцов, количество просмотров таких стримов и будет свидетельствовать о масштабе левых протестов. Понятно, что готовятся и флешмобы – публикация в интернете фотографий людей с оппозиционными плакатами. И совсем уже осторожно лидер ЛФ высказался за проведение одиночных уличных пикетов «в тех городах, где нет жесткого режима самоизоляции».
Общий лозунг всех акций – «За социализм, смену власти и курса развития России! Требуем реальной поддержки населения в условиях кризиса!». Пропагандироваться будут те инициативы КПРФ, с которыми партия в середине апреля обратилась к правительству. Однако среди первомайских призывов есть и более радикальные требования: «За отставку правительства и президента!», «Требуем поддержать народ, а не олигархов!»
Понятно, что ни правые, ни левые нипочем не признают свои онлайн-акции низкоэффективными, а, наоборот, станут говорить о широте географического охвата и глубине протестного подъема. Возникает вопрос: а не намерены ли несогласные всех мастей и дальше митинговать в соцсетях – даже тогда, когда ограничения на публичные мероприятия будут сняты? КПРФ, например, уже хвалится всероссийским семинаром 21 апреля к 150-летию Ленина, в котором участвовало около 50 тыс. человек. А Алексей Навальный, начиная свою кампанию «5 шагов для России», прямо заявил, что если на митинги выходить опасно, то поставить подпись под петицией может каждый, не вставая с дивана. Особенно трудно будет покинуть нынешнюю зону комфорта не профессиональным оппозиционерам, а большому числу им сочувствующих.
Однако эксперты считают, что ситуация в стране все равно выгонит оппозицию или в реальную жизнь, или, если та все же останется в Сети, в небытие. Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что сейчас онлайн-митинги воспринимаются скорее как забава, но и власть легко их дезавуирует, если вспомнить историю с протестными метками в Яндексе. Эксперт отметил, что после выхода из эпидемии людям еще долго будет не до митингов, а повод для активного протеста у несогласных возникнет только к осени. «Тогда начнут проявляться новые социально-экономические отношения, сильнее будет чувствоваться кризис, экономические последствия самоизоляции, да и политическая система запустится к осенним выборам. Так что рано или поздно люди, конечно, вернутся на уличные акции», – сказал Куртов. По его мнению, все дело в том, что онлайн-акции менее заметны и для общества, и для власти – в отличие от реальных. Свежий пример – выступления граждан во Владикавказе, после которым им пошли денежные выплаты.
Глава Политической экспертной групппы Константин Калачев объяснил «НГ», что митинги в прямом эфире можно рассматривать лишь как формат мобилизации активистов, вовлечения новых сторонников и выстраивания горизонтальных связей. «С точки зрения реальной политики в онлайн-акциях есть смысл только тогда, когда они могут превратиться в офлайновые. А на улицу митингующие могут вернуться тогда, когда им уже нечего терять, что, видимо, и будет происходить по мере ухудшения ситуации в стране», – подчеркнул эксперт. Он, кстати, не согласен, что влияние интернет-митингов и уличных протестов на власть примерно одинаковое и стремится к нулю. Как отметил Калачев, Кремль постоянно замеряет общественное мнение через соцопросы, отслеживает протестные настроения. То есть реально большой по просмотрам онлайн-митинг все же может иметь эффект, потому что он создаст у достаточно крупной группы людей такое мнение, которое потом может отразиться в ходе голосования, скажем, за поправки к Конституции.
«Власть реагирует на меняющиеся общественные настроения, аудит которых она проводит регулярно. И хотя эффект от массовых уличных акций выше, но для Кремля не менее важно, насколько идеи и требования, заявляемые на митингах, поняты и поддержаны в обществе. Если отклик и сочувствие есть и оппозиция выходит за рамки резервации, то власть реагирует. Конечно, для отклика в обществе на акции в прямом эфире нужно в разы больше вовлеченных людей, например миллион или несколько миллионов просмотров. Тогда как на уличную акцию достаточно привлечь условные 100 тыс. человек и уже добиться внимания и сочувствия от общества», – заявил Калачев.
комментарии(0)