Коллег из Кабардино-Балкарии адвокаты пытались поддержать одиночными пикетами. Кадр из видео с сайта www.svoboda.org
Адвокатское сообщество решило настаивать перед властями на принятии специального закона о защите профессиональных прав, который предусматривал бы уголовную ответственность правоохранителей. Под надуманными предлогами адвокатов продолжают не допускать к доверителям, применяя для этого в том числе физическую силу и спецсредства. Однако затем именно защитников в заведенных на них делах представляют как злостных правонарушителей. Поводом стали события в Кабардино-Балкарии (КБР).
Обострение конфликта силовиков с адвокатурой началось после задержания в конце мая адвоката Ратмира Жилокова из КБР. Тот якобы спровоцировал сотрудников полиции на конфликт во время следственных действий. Когда для поддержки защитника в отдел Урванского района прибыли его коллеги – Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова, то их по непонятным причинам сначала отказались пускать внутрь. А затем, несмотря на наличие, по их заверениям, необходимых документов и ордеров и вовсе вытолкнули оттуда силой.
Адвокаты подали заявления в Следственный комитет (СК) и прокуратуру, указав на нарушение профессиональных прав и применение к ним силы. Однако СК возбудил дело против Жилокова и Ципиновой, которых задержали по подозрению в применении «неопасного насилия» в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Такое решение следователей вызвало возмущение в адвокатском сообществе, последовали заявления о том, что «число нарушений прав защитников силовиками постоянно растет». Ряд адвокатов попытались провести одиночные пикеты возле здания СК в Москве, но на них были составлены протоколы за «скрытую форму коллективного публичного мероприятия».
Инцидент уже получил широкую огласку: например, Международная комиссия юристов выразила обеспокоенность по поводу уголовного преследования адвокатов, которое в РФ, дескать, носит системный характер. Также группа юристов пожаловалась в ООН на незаконное противодействие со стороны госорганов. Федеральная палата адвокатов (ФПА) однозначно выступила в поддержку задержанных.
Согласно действующему закону, доступ адвоката должен быть обеспечен с момента фактического задержания лица. Но «отсутствие ответственности за нарушение этих норм, а также снисходительное отношение к таким нарушениям в рамках судебного контроля» приводят к массовым системным нарушениям, заявил «НГ» вице-президент ФПА Михаил Толчеев. В КБР, по его словам, сотрудники полиции не только в течение нескольких часов не допускали защитников к задержанному, но и отказывались зафиксировать факт прибытия адвокатов и отказывали им в допуске. А когда те попытались снять происходящее на телефон, их грубо вытолкали из отдела. При этом в подобных ситуациях, заметил он, «поведение адвоката рассматривается не как результат профессионального конфликтного взаимодействия», вина за эскалацию которого каждого из участников должна обсуждаться, а почему-то как «акт немотивированной агрессии по отношению к представителю власти».
Зато по заявлению о незаконных действиях должностных лиц МВД, отметил Толчеев, никаких решений до сих пор не принято. Односторонний подход, подчеркнул он, является четким сигналом: «Опасность такого запугивания адвокатов заключается не только в том, что лица, подвергшиеся задержанию, лишаются своих конституционных прав. Игнорирование гарантий защиты на любой стадии уголовного судопроизводства ставит под сомнение весь процесс осуществления правосудия, а это недопустимо».
Ситуация с адвокатами в КБР, сказал «НГ» адвокат Вячеслав Голенев, вопиюще несправедлива и противоправна. А главное, она демонстрирует наличие системных пробелов в правовом регулировании: «Ключевая проблема заключается в существенном расхождении между задекларированными в законе гарантиями адвокатской деятельности и реальной ситуацией». Причин несколько: например, это отсутствие ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности. Или непонимание правоохранителей, что статус адвоката «имеет специальный характер, который не позволяет выстраивать с защитником отношения по принципу «лишь бы не мешал». По его словам, законодателям стоит подумать над введением особого порядка возбуждения уголовных дел против адвоката. Чтобы это происходило только при согласии квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты, в которой он состоит. Также, отметил Голенев, необходимо установить запрет на «переквалификацию», то есть изменение предъявленного адвокату обвинения. Еще одно важное предложение, которое звучало уже неоднократно, – это изменения в ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности» о праве адвокатов на беспрепятственный доступ по удостоверению в любые госструктуры.
Председатель МГКА «Власова и партнеры» адвокат Ольга Власова напомнила, что защитники ежедневно и повсеместно сталкиваются с нарушениями их прав, элементарным неуважением и пренебрежительным отношением со стороны силовиков. По удостоверению адвоката невозможно пройти во многие правоохранительные органы. В судах адвокаты могут сидеть в коридоре по семь часов, чтобы дождаться своего слушания, то есть «судьи не считают необходимым учитывать занятость адвокатов в других процессах, предупреждать об отложении заседания по вине суда и т.д.» Во многих регионах защитников вовсе не пускают в суды до начала процесса, заставляя ожидать на улице. «Адвокаты на сегодняшний день беззащитны, фактически дошло до того, что они пытаются организовывать отряды самообороны», – подчеркнула Власова.
Проблема, по ее мнению, как в тупиковом законодательстве, так и в дефектном правоприменении. Статус адвоката практически нивелирован, он, по сути дела, мало чем отличает его обладателя от обычного гражданина. Кроме того, меры, де-юре придуманные против преступников, де-факто используются в борьбе с адвокатами. К примеру, чтобы не пускать их к подзащитным в отделение, объявляется антитеррористический план «Крепость». Власова согласна, что главная недоработка закона связана с отсутствием неотвратимости наказания для правоохранителей, которые незаконно препятствуют деятельности адвокатов. Еще она обратила внимание на тотальное непонимание государством роли в обществе института адвокатуры: «Это полноправный участник системы правоохранительных органов, пускай и единственный негосударственный правоохранительный орган, но ему также должны оказывать достойную поддержку». Поэтому, сообщила Власова, юристы теперь настаивают на внесении в Уголовный кодекс отдельной статьи, предусматривающей ответственность за выстраивание препон перед адвокатами. Подтвердила она и требования о повышении статуса удостоверения. «Но без политической воли эти нормы будут так же мертвы и бесполезны, как и те, которые имеются в наличии, но не используются и не применяются должным образом», – уверена Власова.
комментарии(0)