Такие плакаты уже не выглядят чисто информационными материалами. Фото Reuters
По информации «НГ», группы в оппозиции, выступающие как за бойкот конституционного плебисцита, так и за протестное голосование, подготовили для сторонников планы на неделю с 25 июня. Отдельные пункты методичек пересекаются, скажем, по агитации против поправок и активному наблюдению. По мнению экспертов, вариант «протестников» выглядит более технологичным, но ему не хватает пункта о действиях после 1 июля. Например, «Левый фронт» уже предложил уличные акции, но правые не готовы к несогласованным митингам.
Кампания «Нет!» приступила к печати агитационных газет, для чего уже собрано более 80 тыс. из необходимых 105 тыс. руб. Запланирован тираж в 70 тыс. экземпляров, изготавливаются также плакаты и стикеры, раздача которых идет в офисе «Открытой России» в Москве.
Как сообщила «НГ» один из лидеров кампании «Нет!» Юлия Галямина, согласилась только третья по счету типография, а двум другим власти якобы посоветовали «не участвовать в незаконном мероприятии». Она не исключила попытки арестовать материалы, как это нередко бывает с агитпродукцией оппозиции к выборам. Продаваться газета будет по 2 руб. за экземпляр, кроме того, ее вообще можно будет распечатать с сайта.
Сторонники бойкота конституционного плебисцита также активизировались. Например, основатель «Яблока» Григорий Явлинский опубликовал статью «Не только обнуление», разъяснив, чем в принципе грозит стране принятие нынешних поправок. «Важно видеть, что людей толкают на безальтернативное голосование одной галочкой, подсовывая сразу более 200 поправок, которые оформляют на уровне Конституции авторитарное корпоративное государство, обслуживающее интересы номенклатуры и околовластных группировок», – заявил он. Кстати, об этом уже было сказано ранее в рамках той же кампании «Нет!» (см. «НГ» от 14.06.20).
Между тем левые силы уже расписали настоящий план действий. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов опубликовал в соцсетях соответствующую методичку. Во-первых, рекомендуется информировать ближний и дальний круг знакомых об эпидемиологической опасности выхода на голосования. Во-вторых, есть призыв уничтожать или портить рекламную продукцию за поправки, скажем, писать на ней негативные отзывы. В-третьих, распространять в интернете и на улицах собственные агитматериалы, пропагандировать поправки КПРФ. Четвертый пункт касается проведения любых доступных акций – пикетов, флешмобов, митингов. Пятая позиция – начиная с 25 июня выходить к своим избирательным участкам, организовывать посменное дежурство, фиксируя явку избирателей и возможные нарушения, отражая все это в Сети.
Интересно и указание непосредственно на 1 июля: приходить к участкам для продолжения активного наблюдения, «желательно иметь маску с надписью «Я не голосовал», красную ленту или другой отличительный знак», а потом «незадолго до закрытия участков заходить внутрь, проверять, не использован ли голос». Для этого предлагается потребовать от комиссии свой бюллетень, но затем, если все нормально, отказаться его брать или положить в карман. Показатель явки последнее не поднимает, поскольку по закону о поправке проценты «за» и «против» высчитываются из бюллетеней, обнаруженных в урнах. При этом Удальцов уже высказался и за общепротестные акции по итогам голосования (ориентировочно – 4 июля).
Галямина пояснила «НГ», что кампания «Нет!» также опубликовала план действий для своих сторонников. Первое – это подписать петицию «против обнуления сроков Путина», затем дать на нее ссылку в своих соцсетях. Второе – повесить плакаты в подъезде, разбросать газеты и листовки по почтовым ящикам, наклеить стикер на автомобиль. Третье – все время писать в интернете, «почему вы против узурпации власти». Четвертое – говорить с членами избиркомов о честном подсчете голосов и становиться наблюдателями. Пятый пункт касается непосредственно дней голосования: «Сделайте селфи с бюллетенем или скрин своего голосования против и выложите в соцсети». Галямина уточнила, что эта методичка дополняется. Но у правых пока нет плана на период после 1 июля. Галямина считает, что говорить о митингах пока рано, поскольку в большинстве городов все еще действуют эпидемиологические ограничения на массовые акции. «Ближе к делу решим», – заявила она «НГ».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что на самом деле левые не так технологичны, как это выглядит из их плана, в котором есть и внутреннее противоречие. «Они называют плебисцит преступлением во время эпидемии, но предлагают своим сторонникам приходить и на участки, и на митинги – здесь нет логики. В действительности именно правые более технологичны и последовательны», – заметил эксперт. План кампании «Нет!», по его мнению, прост в исполнении и при этом эффективен, указаны инструменты для его реализации. При этом распространять протестную агитацию более эффективно, чем просто сорвать листовку «за». «Моральное право на протест имеют прежде всего те, чей голос украли, кто не согласен с результатами голосования. А если голос не украли, то какой смысл людям протестовать», – в очередной раз подчеркнул Калачев. Но в то же время, указал он, план сторонников протестного голосования как раз слаб в финальной части: «Исходя из логики заявлений кампании «Нет!», нужно было бы не ограничиваться днями голосования, а заявить о действиях после, обозначить готовность протестовать».
комментарии(0)