Руководитель миграционного управления МВД РФ Валентина Казакова обещает модернизировать систему за три года. Фото с сайта www.council.gov.ru |
В ГУВМ сообщили о решениях, которые принимались в сложное время эпидемии коронавируса. К примеру, ведомству пришлось шире использовать информационные технологии. Во избежание живых очередей приезжим было предложено подавать документы по предварительной записи либо через портал госуслуг. Всего за период карантинных ограничений обратилось около 1,3 млн человек.
С 16 июня трудовые мигранты опять должны иметь при себе разрешительные документы, а их работодатели обязаны сообщать о найме в органы внутренних дел. По словам Казаковой, важно, чтобы люди не оказывались в нелегальном положении, и «тогда многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться». Пока же ГУВМ рапортует: с января по март массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%. В ведомстве заверили, что вопреки опасениям в обществе контроль за мигрантами и их работодателями остался прежним. Остается налаженным и взаимодействие с органами занятости и властями субъектов РФ «для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации».
За два предстоящих года МВД по инициативе ГУВМ рассчитывает усовершенствовать институты постоянного проживания и гражданства РФ. Запланирован ряд новаций: это «создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в РФ», модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка, а также комплексная информатизация всей системы управления миграцией. В частности, планируется появление единой информационной платформы, содержащей различные сведения о приезжих. Однако более подробно о том же новом правовом режиме для иностранцев в ГУВМ говорить отказываются.
Как отметила Казакова, законопроектная деятельность ведется по двум основным направлениям. Первое касается модернизации действующего правового регулирования. В правительство, например, уже направлено предложение «об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий». ГУВМ также предлагает наделить кабинет министров особыми полномочиями по определению правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Второе – это подготовка принципиально новых нормативных актов по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы.
Отвечая на критику правозащитников за действия в условиях санитарных ограничений, Казакова напомнила, что те могли бы оказать и конкретную помощь иностранцам. Например, защищать их трудовые права перед работодателем. По ее словам, пандемия более четко обнажила «теневую занятость»: многие люди были уволены или сокращены без предоставления соцгарантий. И поэтому, настаивает Казакова, проблемы у приезжих возникают не из-за отсутствия миграционного статуса или задержек с его получением. Главной причиной является «неформальная занятость, незадокументированные трудовые отношения»: «Проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату либо вовсе ее не выплатил или выплатил, но в меньшем объеме, если работник болел. Это значит, что человек не сможет оплатить патент, потом утратит право находиться и работать в России».
Аналогичная ситуация, заметила Казакова, это «теневой наем» жилья. Если же действовать легально, то собственник должен будет заключать договор с иностранными арендаторами, обеспечивать их постановку на миграционный учет, продлевать его. Это серьезно обезопасит приезжих. «Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется, закреплять на бумаге, договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений», – подчеркнула глава ГУВМ МВД.
Эксперты часто указывают, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. И не совсем понятно, что именно власть предполагает делать с такими лицами – депортировать или легализовывать? Водворение иностранцев в центры временного содержания (ЦВСИГ) или их выдворение – это затратные для государства процедуры. Казакова заверила, что в большинстве случаев нарушители пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Они приобретают билеты и предъявляют их в суде: «В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный». В ЦВСИГ оказываются лишь те, у кого нет денег или документов для возвращения в свою страну, кто не исполнил обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в колониях. Там же пребывают и лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания.
При этом в ГУВМ убеждены, что ни послабление, ни ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенным изменениям. Важнее «предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав», то есть облегчить процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, арендой жилья у собственника, получения необходимых госуслуг.
Читайте интервью с Валентиной Казаковой
комментарии(0)