На фото обыск в казанском штабе движения. Фото телеграм-канал «Кто если не Буракова»
За пару дней до начала голосования власти решили сузить выбор для протестно настроенных избирателей. Из регионов пошли сообщения о якобы запросах сверху представить списки участников «умного голосования» (УМГ) Алексея Навального. Кандидатов же от еще одного консолидирующего оппозицию проекта – «Объединенных демократов» (ОД) – массово переквалифицируют в свидетелей по «делу ЮКОСа». Пока это выглядит как попытка выбить несогласных из седла, отнять у них силы и время, столь необходимые на последнем этапе кампании.
Лидер «Открытой России» (ОР) Анастасия Буракова после административного ареста главного координатора ОД Андрея Пивоварова осталась на большом хозяйстве практически в одиночку. 9 сентября началось для нее рано: с самого утра из всех четырех регионов, где ОД курируют 500 оппозиционных кандидатов муниципального уровня, стала поступать информация об обысках и допросах. Правоохранители пришли как к самим участникам выборов, так и к активистам ОР. Всем им предъявляли некое постановление Басманного суда о том, что они являются свидетелями по «делу ЮКОСа», которое продолжается с начала 2000-х годов.
Напомним, что ОД выбрали Татарстан, Владимирскую, Ивановскую и Новгородскую области для политического эксперимента в преддверии думской кампании 2021 года. Задачей было показать, что на местах есть такие люди, которые не боятся выступить альтернативой нынешней власти. Сама по себе ОР кроме этого проекта еще ведет программу по налаживанию контактов с действующими муниципалами, для которых сейчас даже открыта грантовая поддержка – естественно, на проекты, нужные людям, которые к тому же приходится защищать на конкурсе.
Все лето власти – федеральные и региональные – на сборы и обучение оппозиционеров в основном обращали не слишком большое внимание. Исключением был только Татарстан, для электоральной практики которого такое сборище ранее было событием невозможным. Но отношение к ОД изменилось после того, как в Верховный суд был подан коллективный, с сотней подписей кандидатов, иск об отмене трехдневного голосования. Затем штаб Навального 8 сентября опубликовал списки УМГ, в которых кандидаты ОД представлены в большом количестве. Стоит отметить, что среди кандидатов этого проекта есть как явные либералы, так и просто гражданские активисты, но, кроме того, имеются выдвиженцы партий парламентской оппозиции. То есть для власти стал очевиден и факт очередной попытки смычки всех несогласных. Напомним, что в 2011–2012 годах главные удары режима были направлены как раз на разрыв между системными и несистемными оппозиционерами. И вот этот союз начал возрождаться уже не в Москве, а в провинции, что делает его еще более нежелательным.
Поэтому по итогам дня Буракова и привела неутешительную статистику: есть информация о 22 обысках, под которые попали, судя по всему, наиболее активные политические активисты. Следственные мероприятия прошли в пяти регионах, пополнившись Москвой, где полиция посетила офисы самой ОР и редакции «МБХ Медиа». У журналистов не изъяли никакого имущества, а вот из штаб-квартиры ОР традиционно вынесли оргтехнику и агитматериалы. Самые жесткие и массированные действия произошли опять же в Татарстане, где кандидатов ОД и так продолжают снимать с выборов целыми командами. Как считает Буракова, пока все это выглядит как попытка запугать перед самым началом трехдневного голосования, чтобы кампании в предстоящие пару дней оказались заброшенными. И действительно, пока ни один из кандидатов не был переведен из статуса свидетеля в категорию в чем-то подозреваемых. Но можно предположить, что у некоторых людей нервы могут не выдержать – и они попросят ОД как-то освободить их от участия во всей этой истории.
комментарии(0)