Фото сайта opennov.ru
Оппозиционеры демонстрируют консолидацию после гибели главного редактора издания Koza.Press Ирины Славиной (Мухартаевой), которая 2 октября совершила самосожжение у здания ГУ МВД в Нижнем Новгороде. Движение «Голос» назвало доведением до смерти предшествующий самосожжению обыск у активистки и обвинения ее в связях с «нежелательной организацией» со стороны силовиков. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин потребовал расследовать случившееся.
«Я предприму все усилия для того, чтобы расследование обстоятельств, приведших к трагедии, было на контроле на самом высоком уровне», – написал Никитин у себя в Instagram. «Есть ситуации, когда лишние пустые слова просто неуместны. Но я решил для себя, что промолчать и не выразить человеческого отношения к происшедшему просто не могу. Хотя бы потому, что я знал Ирину лично», – объяснил свое отношение к трагедии губернатор. Никитин подчеркнул, что с самого начала его работы в регионе журналистка задавала неудобные вопросы.
Ранее замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что направила депутатский запрос генпрокурору Игорю Краснову и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой разобраться, насколько адекватны были действия сотрудников и обстоятельства обыска у Славиной.
Движение «Голос» выпустило заявление, в котором отметило, что трагедия произошла после того, как рано утром 1 октября у Ирины дома провели обыск по делу о сотрудничестве с нежелательной организацией. «Несмотря на то что она была объявлена всего лишь свидетелем, у Ирины изъяли всю технику, а одеваться ей пришлось под надзором сотрудников полиции. При этом из-за общественной активности, включающей освещение выборов и участие в наблюдении, на протяжении нескольких лет она подвергалась систематическому преследованию со стороны силовиков», – отмечают в движении. В заявлении говорится, что поводом для обысков стали тренинги «Голоса» для наблюдателей, которые полиция пыталась сорвать накануне старта досрочного голосования. «Проведение тренингов позднее стало приписываться «Открытой России», хотя организация Михаила Ходорковского не имела к ним отношения. Более того, отделения «Открытой России» в регионе нет», – подчеркивают активисты.
«Управление СКР по Нижегородской области поспешило сегодня заявить, что самосожжение Ирины Славиной не связано с обыском, – сказал глава Комитета против пыток Игорь Каляпин. – Не связано, потому что Славину никто ни в чем не обвинял и не подозревал, она проходила по делу свидетелем. Видимо, по мнению представителей нижегородского СКР, психологическую травму от нападения на личное жилище может испытывать только обвиняемый. А законопослушный человек воспринимает утренний обыск командой в 12 человек с участием СОБРа нормально. И изъятие в ходе этого обыска цифровых носителей, блокнотов и компьютера законопослушный человек, профессиональный журналист должен воспринимать с радостью и благодарностью».
Обыски с участием Следственного комитета, СОБРа, Центра по противодействию экстремизму прошли и у других граждан, задействованных в наблюдении за голосованием: предпринимателя и собственника помещения, где проходили обучающие мероприятия, Михаила Иосилевича (на него завели уголовное дело); двух незарегистрированных кандидатов в депутаты Гордумы – координатора штаба Навального в Нижнем Новгороде Романа Трегубова и зампредседателя регионального отделения «Яблока» Алексея Садомовского; журналиста Дмитрия Сливочника; гражданских активистов Михаила Бородина и Юрия Шапошникова. Приходили домой (но не застали) к кандидату от «Яблока» Наталии Резонтовой.
В «Голосе» считают, что возросшее давление на гражданское общество связано с выборами в Госдуму в 2021-м.
Штаб Навального в Нижнем Новгороде выдвинул требование к власти возбудить уголовное дело по факту доведения до самоубийства группой лиц по предварительному сговору. «Фигурантами дела должны стать: следователь Андрей Шлыков, возбудивший уголовное дело, по которому у Славиной прошел обыск; прокурор Николай Борозинец, давший ход сфабрикованному делу; судья Алексей Ползунов, разрешивший обыски; сотрудники СК, ЦПЭ, ФСБ, полиции и других ведомств, которые участвовали в политической травле независимой журналистки», – считают навальнисты.
Оппозиционеры требуют отставки губернатора Глеба Никитина, руководителя Следственного комитета по Нижегородской области Айрата Ахметшина и начальника МВД Юрия Арсентьева. «Под их руководством силовики кошмарили Ирину и всех политических оппонентов власти», – подчеркнули в штабе.
Алексей Навальный так прокомментировал трагедию в Twitter: «Преступление, за которое должны ответить не только силовики Нижнего Новгорода, устроившие многомесячный непрекращающийся харассмент оппозиции в городе... Должны ответить и те в Кремле, кто отдавал им приказы».
комментарии(0)