Хозяин нижегородского храма Летающего макаронного монстра Михаил Иоселевич стал фигурантом очередного дела о сотрудничестве с нежелательной организацией. Фото с сайта www.xpalmm.ru
Политический процесс в России идет в сторону упрощения. Власти, очевидно, не видят смысла в налаживании коммуникаций с несистемной оппозицией. Из регионов постоянно приходят новости о подготовке или уже расследовании уголовных дел против несогласных. Арсенал для репрессий обширный, но самые популярные инструменты – это наказание за сотрудничество с нежелательной организацией или неоднократное нарушение закона о митингах. Например, нижегородского бизнесмена Михаила Иоселевича, прежде известного лишь как «вискария храма Летающего макаронного монстра», теперь будут судить именно за связь с Михаилом Ходорковским. И под ударом не только либералы – лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову суд не снял административный надзор из-за его «социальной опасности».
Из Хабаровского края поступила новость об инициировании доследственной проверки в отношении оппозиционера Александра Приходько. Ему грозит обвинение по ст. 212.1 Уголовного кодекса (УК) – «Неоднократное нарушение правил проведения публичного мероприятия». Приходько был задержан 10 октября вместе с еще несколькими десятками человек. Судя по всему, в регионе, который последние три месяца считался «свободным от полицейщины», предстоит массовый уголовный процесс по пресловутой «дадинской» статье УК. Ведь там за последнее время на задержанных митингующих выписано большое количество протоколов.
То есть требование закона о совершении человеком правонарушения более трех раз за полгода правоохранителями в этот раз будет четко выполнено.
Напомним, что первым за многократные задержания в ходе пикетов и иных акций в 2015 году был осужден гражданский активист Ильдар Дадин. Именно по поводу его дела было решение Конституционного суда (КС) о том, что уголовное преследование не может начинаться лишь по формальным соображениям, необходимо доказать, что действия человека составляли реальную угрозу обществу или хотя бы имели соответствующий потенциал. С тех пор силовики так и пишут в своих материалах: мол, стоял с плакатом, чем подрывал конституционный строй, угрожал жизни и здоровью граждан, а также сохранности их имущества.
С такими формулировками уже было осуждено несколько человек – и по одному из них, Константину Котову, было повторное, то есть по-настоящему беспрецедентное решение КС, который повторил, что нужны настоящие доказательства. Это указание было властями и судами проигнорировано, так что теперь КС со своим мнением не вылезает. И поэтому, скажем, дело по ст. 212. 1 против столичного мундепа Юлии Галяминой развивается по накатанной колее уже беспрепятственно.
Если «дадинскую» статью еще приходится как-то доказывать, то уголовные дела по ст. 284. 1 УК – участие в деятельности организации, признанной нежелательной на территории РФ, пекутся вообще без труда. Поскольку медийно-сетевая империя Ходорковского весьма обширна, то практически у любого оппозиционера можно найти то ли упоминание «Открытой России», то ли перепост с их сайтов, то ли какое-то косвенное с ней взаимодействие. Именно так попал под эту статью бизнесмен Иоселевич из Нижнего Новгорода. Он спонсирует храм так называемых пастафарианцев, то есть адептов религии Летающего Макаронного Монстра. Иоселевич посмел пустить к себе лекторов, которые перед выборами обучали наблюдателей, а часть из них оказалась связана с ОР. В результате в материалах на Иоселевича можно прочитать фразы, что подготовка наблюдателей, по сути, создавала угрозу конституционному строю РФ.
Но власть общается с помощью репрессий не только с либеральными несогласными. Удальцов – представитель левых радикальных сил – на днях получил отказ в снятии с него административного надзора. Официальная причина – продолжение им «противоправных действий» и некая его «социальная опасность». При этом другая левая партия – КПРФ, похоже, из-под маховика преследований все-таки выскочила. Например, в ходе встречи президента Владимира Путина с лидерами думских партий было хорошо заметно, что глава государства решил сохранить в прежнем виде «крымский консенсус», представляющий собой договор о ненападении между властью и системной оппозицией. Для несогласных это означает только одно: теперь вся мощь правоохранительной машины обрушиться на них.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ»: по итогам недавней встречи президента с лидерами думских партий можно заключить, что системная оппозиция сохранила свой статус-кво. «Прозвучали стандартные речи, что все мы одна большая страна и общий взгляд на ситуацию нас объединяет», – напомнил он. Также эксперт заметил, что со стороны власти, в свою очередь, были сделаны реверансы,: мол, новые партии при всей их перспективе вряд ли преодолеют барьер в Госдуму. А вот несистемной оппозиции, судя по последним событиям, по-прежнему отводится роль громоотвода: «Жесткое давление на несистемную оппозицию постоянно увеличивается, оно будет и дальше, по мере приближения думских выборов. Власть предпринимает превентивные меры с тем, чтобы несистемщики не мешали на этих выборах. Поэтому эти аресты и заведение дел используют как показательные».
По мнению Калачева, специальной команды из Кремля на это может не быть. Но в силовых ведомствах знают о таком мнении власти, что в любых протестах есть не только триггеры, но и лидеры – и надо стремиться их нейтрализовать. «Речи из высоких кабинетов, а также ужесточение риторики провластных экспертов о внутренних и внешних врагах, пятой колонне уже стали доминантой политики, силовики считывают их, а окрика на свои действия не получают», – отметил эксперт. Он подчеркнул, что перспективы такой силовой политической коммуникации есть только до поры до времени: «Есть немало примеров ужесточения авторитарного режима против оппозиции, но такое возможно только при высоком уровне социального благополучия и самочувствия населения. Однако любая стабильность – это только срез исторического периода. И при анализе он представляет собой либо прогресс, либо деградацию. Очевидно, если социальное самочувствие продолжит снижаться, а значит, если одних лидеров уберут, обязательно появятся десятки и сотни новых».
комментарии(0)