Власти считают обычными ситуации, когда люди задерживаются за решеткой на несколько лишних дней, недель или месяцев. Фото PhotoXPress.ru
Верховный суд (ВС) отказал заключенным в праве на немедленное освобождение из СИЗО и колоний, несмотря на наличие вынесенных на этот счет решений. Для получения свободы по-прежнему будет необходим пришедший по почте официальный бумажный документ. Таким образом, настаивают адвокаты, исполнение указаний судов ставится в зависимость от бюрократических процедур, нередко намеренно затягиваемых. Сейчас из-за этого архаичного способа коммуникаций люди могут «пересидеть» и несколько месяцев.
В ВС обратились защитники бывшей арестантки Людмилы Бештоевой, которая летом прошлого года потеряла сознание в ходе оглашения ей обвинительного приговора, так и не прерванного из-за этого происшествия. На фоне волны общественного возмущения суд заменил ей шесть лет отсидки на условное заключение, но обвиняемая по формальным причинам пробыла в СИЗО лишние 19 дней. Ее защита настаивала, что это противоречит закону о содержании под стражей и Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), где говорится о «незамедлительном» освобождении. Адвокаты недоумевали, почему нельзя направлять судебные решения об освобождении заключенных электронной почтой, тем более что учреждения ФСИН всегда в курсе дел своих подопечных.
В результате иск защитников Бештоевой дошел до ВС, в жалобе указывалось на наличие дискриминационной практики. Когда подсудимый присутствует в зале заседаний лично, то он освобождается немедленно, а участникам процессов по видеоконференцсвязи (ВКС) приходится неделями, а иногда и месяцами дожидаться доставки «освободительных» постановлений. При этом, как в случае с Бештоевой, неторопливой оказывается даже спецпочта.
Как пояснили эксперты, регламенты ФСИН и Судебного департамента при ВС, где говорится об освобождении человека «после получения заверенной копии соответствующего решения суда» появились в 2004 году, когда ВКС почти не применялась в судах. Так что никакой возможности «дистанционного» освобождения эти регламенты не предусматривают. Эта проблема наиболее сильно обострилась в период коронавирусных ограничений, когда большинство судебных процессов было переведено в режим ВКС.
Адвокат Бештоевой Алексей Аванесян указал в иске, что действующий порядок освобождения нарушает права граждан на свободу и личную неприкосновенность и противоречит международным стандартам. Например, ЕСПЧ не допускает задержки освобождения даже на несколько часов. Вторая претензия защиты: ФСИН не идет ни на какие послабления, отказываясь смягчить условия содержания фактически освобожденному гражданину. Кстати, адвокаты пытались самостоятельно добиться изменений в инструкциях, обращаясь в региональные управления Минюста и ФСИН. Но везде им отвечали, что, мол, это не их компетенция, должно быть решение ВС.
Однако в официальном возражении Минюста на иск в ВС говорится, что технической возможности освободить человека на основании копии протокола в электронном виде нет, поскольку «она не является отправлением в соответствующей форме и не позволяет установить подлинность». Позиция Генпрокуратуры и вовсе свелась к тому, что раз обжалуемые нормы инструкций не противоречат законам, то и нет оснований для их отмены, - сообщает проект «Адвокатская улица». ВС отказал в удовлетворении иска в полном объеме, полная аргументация пока не представлена.
По мнению главы юркомпании AVG Legal Алексея Гавришева, представители ведомств отстаивали положения действующего закона, пусть они и являются морально устаревшими. Но и защита справедливо настаивала, что незаконно лишать человека свободы, право на которую является одним из важнейших принципов демократического общества. «Принятое решение, очевидно, показывает, что, несмотря на всю абсурдность ситуации, внесение изменений в действующее законодательство маловероятно», – подчеркнул эксперт. По его словам, и ВС, и ФСИН прекрасно понимают суть претензий и явно осознают наличие факта нарушения конституционного права.
Решение ВС означает, что часть заключенных по-прежнему будет освобождаться только по получении администрацией надлежащим образом заверенного судебного решения, подтвердил «НГ» председатель Центра правовой помощи «Право на жизнь» Иван Соловьев. Он пояснил, что руководство колоний и СИЗО элементарно перестраховывается: «Лучше продержать гражданина лишних несколько дней до получения бумажного решения суда». И до изменения законодательства эта практика, безусловно, продолжится.
По словам руководителя уголовной практики BMS Law Firm Александра Иноядова, актуальную проблему в принципе можно было бы решить через изменения в подзаконных актах с учетом уже действующих удаленных способов рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. Он напомнил и о мизерном размере компенсации за необоснованное содержание под стражей.
«По ВКС людей охотно берут под стражу, а освобождать почему-то не хотят», – заметил председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Судьи, прокуроры и сотрудники ФСИН, подчеркнул эксперт, при этом ссылаются на интересы государства, но игнорируют права обычных людей.
комментарии(0)