Президентский Совет по правам человека хочет заступиться за одиночных пикетчиков. Фото РИА Новости
По информации «НГ», приблизительно на 10 декабря готовится заседание президентского Совета по правам человека (СПЧ) с участием Владимира Путина. Ему предполагается пожаловаться на нарастающее сужение гражданских прав в условиях пандемии. Коронавирус, настаивают правозащитники, уже предоставил и продолжает предоставлять дополнительные возможности для злоупотреблений со стороны различных госорганов. СПЧ, например, планирует заступиться за одиночных пикетчиков и адвокатов и выступить против ускоренного внедрения систем цифрового надзора за россиянами.
Источник «НГ» в СПЧ подчеркнул, что 10 декабря – это сугубо предварительная дата итогового заседания, на которое каждый раз приходит президент. Вполне возможно, что в этот раз он будет присутствовать виртуально – впрочем, как и сами члены совета. Однако подготовка материалов к встрече с Путиным началась. Но вряд ли ковид-нарушения со стороны власти будут сводиться в единый доклад, скорее это будет перечень острых тем для возможного принятия главой государства тех или иных решений.
Как выяснила «НГ», в СПЧ действительно стекается разнообразная информация о злоупотреблениях эпидемиологическими ограничениями. Например, член совета Андрей Бабушкин обратил внимание на то, что ситуация используется для борьбы с мирными пикетами: «Мы понимаем, что это не имеет никакого отношения к угрозе коронавируса. Пикетчик никого не может заразить, разве что собственный плакат». Бабушкин скептически высказался и о различных технических новинках надзора за гражданами, например о системе распознавания лиц, а скорее «слежке за россиянами». Все эти меры, считают многие члены СПЧ, видимо, нужно отменять.
Этой осенью с началом нового роста уровня заболеваний, напомнил Бабушкин, появились очередные злоупотребления. К примеру, сотрудники уголовно-исполнительной системы периодически отсеивают неугодных адвокатов якобы из-за повышенной у тех температуры. То есть сначала защитник час стоит на улице, дожидаясь встречи с клиентом, а потом адвокату говорят: у вас 37,2, «разумеется, этих цифр не показывая», но и в СИЗО не допуская. В такой ситуации, сказал Бабушкин, неоднократно оказывались юристы из Владимирской области. Некоторые тут же шли в поликлинику и возвращались со справкой, что у них 36,6. Однако после все той же многочасовой очереди их обычно опять не пускали по причине повышенной температуры. В регионах эта хитрость уже стала приобретать массовый характер, отметил член СПЧ. По его мнению, «мы вступили в новую правовую реальность, когда гарантии прав человека и ответственность за их неисполнение оказались отброшенными примерно к XVII веку, а это нужно исправлять».
Как пояснил «НГ» член совета подмосковного отделения Ассоциации юристов России Алексей Гавришев, если какие-то ограничения оправданны, то другие предоставили властям карт-бланш. Основные злоупотребления, подтвердил он, происходят в сфере публичных мероприятий: и до этого было непросто согласовать какую-то акцию, а теперь чиновники и вовсе поставили под тотальный запрет право гражданина выразить свое мнение. «Такая ситуация крайне выгодна власть имущим, которые таким образом защищают себя от публичного проявления недовольства граждан», – считает адвокат. При этом, указал он, суды, принимая решения по таким жалобам граждан, уверенно отстаивают ограничительную политику властей.
Федеральный судья в отставке Сергей Пашин сказал «НГ», что карантинные ужесточения ставят под угрозу один из ключевых принципов правосудия – гласность. Суды не пускают на процессы и обычных слушателей, и журналистов. И хотя тогда, напомнил Пашин, заседания по идее должны проходить через интернет, да и на сайтах судов уже появились разделы «видеотрансляция», однако в большинстве случаев такие заседания не проводились.
Ограничения серьезно коснулись свиданий заключенных с родственниками и защитниками, сообщил «НГ» адвокат Владимир Постанюк. В какой-то период, по его словам, юристов буквально выпроваживали из СИЗО. Когда же встречи возобновились, их конфиденциальность сошла на нет: «Даже ознакомление с материалами уголовных дел происходило так, что следователь или защитник прижимали том уголовного дела к двойному и далеко не чистому стеклу, а обвиняемый пытался там что-то разглядеть».
Доктор юридических наук Илья Шаблинский напомнил, что непроясненным так и остался вопрос с распространением эпидемии в СИЗО и колониях. Статистика по числу заболевших, подчеркнул он, упорно не оглашается. Но если все-таки добиться от чиновников реальных цифр, то тогда можно будет напомнить властям о неоднократных предложениях правозащитников об амнистии ряда неопасных заключенных и о замене реальных посадок альтернативными видами наказания.
У основателя правозащитного проекта Gulagu.net Владимира Осечкина оказались свои предложения к будущему заседанию СПЧ вместе с президентом. Он заявил «НГ», что в условиях пандемии ситуация с правами заключенных продолжает ухудшаться. Например, вместо пресловутых черных и красных зон повсеместно возникают «галоши». То есть черные эти колонии с виду, но красные – по сути. От оперативников ФСИН, указал Осечкин, требуют любой ценой сдерживать жалобы от заключенных, связанные с ковидом. «Для этого и разработана эффективная, но совершенно бесчеловечная схема управления. Во многих колониях криминальными лидерами были назначены зависимые от оперативников заключенные. Они выстраивают свои иерархии, но в то же время сами они находятся в постоянном контакте с тюремщиками, выполняя их задания», – пояснил Осечкин.
«Система госуправления приспособилась к ситуации перманентной пандемии, поэтому нарушений объективно стало меньше. Однако нельзя сказать, что вопиющие злоупотребления не встречаются вообще», – заявил «НГ» адвокат Вячеслав Голенев. По его словам, сейчас на повестке дня стоит вопрос о необходимости изменить ведомственные инструкции по контролю посещения тех же СИЗО. «Если адвоката не пускают по формальным основаниям «высокой температуры» без предъявления доказательств, а он затем приходит со справкой из поликлиники, что у него температуры нет, то это воспрепятствование законной деятельности», – заметил эксперт. Согласен он и с тем, что президенту стоит напомнить и о правах граждан на приватность – в связи с новыми электронными системами по отслеживанию перемещений людей и их прочей активности. «Нет уверенности, что персональные данные граждан будут там надежно защищены. Так что принципы закупок подобных систем должны быть как минимум более публичными», – пояснил адвокат.
комментарии(0)