Участникам «болотного протеста» 2012 года ЕСПЧ присудил по 16 тысяч евро. Фото Reuters
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опять назвал неправомерным применение силы против мирных демонстрантов, особенно тех, к которым впоследствии не было судебных претензий. В Страсбурге указали на то, что в России при разгоне протестных акций под удары силовиков часто попадают законопослушные активисты или вовсе обычные прохожие. Но привлечь к ответственности правоохранителей почти нереально. Европейские судьи настаивают, что власти РФ должны оперативно реагировать на такие инциденты – например, расследовать их без официальных жалоб пострадавших.
«Применение полицией силы против участников публичного мероприятия, которое не было продиктовано их незаконным поведением, равносильно жестокому обращению», – говорится в постановлении ЕСПЧ.
Оно вынесено по жалобе активистов из России Виктора Захарова и Тураны Варжабетьян на произвольное применение силы во время разгона демонстраций, когда под удар попадают и те граждане, которые не сопротивляются полиции. Заявители в Страсбург утверждали, что на Болотной площади 6 мая 2021 года их побили резиновыми дубинками по голове за компанию с сопротивлявшимися манифестантами. При этом данные истцы не нарушали общественный порядок, а потому и не были задержаны и административно наказаны. Это они подтвердили фото- и видеодоказательствами с места тогдашних событий.
Но следствие отказалось возбуждать дело против полицейских якобы «из-за отсутствия состава преступления». И прокуратура тоже посчитала, что при разгоне толпы применение силы и спецсредств является необходимой мерой, а все суды единодушно согласились с этой позицией. Правительство РФ в своем ответе Страсбургу настаивало, что жалобщики сами не поспешили заявить властям о нарушении своих прав, более того, пропустили все процессуальные сроки и для подачи заявления о возбуждении уголовного дела, и для обращения в ЕСПЧ.
Однако Страсбург указал и на нарушения европейской Конвенции в этом конкретном случае, и в целом на порочную практику силового разгона митингов, присудив заявителям по 16 тыс. евро. В своем решении ЕСПЧ отметил отсутствие у властей РФ каких-либо веских доводов о необходимости применения силы к мирным демонстрантам, которое названо незаконным, неоправданным и равнозначным жестокому обращению, запрещенному ст. 3 Конвенции о защите прав человека. Если против протестов используется сила, то, настаивает ЕСПЧ, как минимум должна существовать «форма независимой оценки действий силовиков и их соразмерности в целях обеспечения ответственности за принятые меры».
Раскритиковали в ЕСПЧ и бездействие власти, которая самостоятельно «не провела эффективного расследования». Хотя, как считают страсбургские судьи, надо было возбудить дело вне зависимости от того, поступило заявление от активистов о преступлении или нет. «Надлежащее реагирование со стороны властей в расследовании заявлений о жестоком обращении со стороны полиции или иных представителей власти в рамках ст. 3 Конвенции имеет важное значение в поддержании общественного доверия к верховенству закона», – напоминается в постановлении ЕСПЧ.
Как подчеркнул в беседе с «НГ» управляющий партнер юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев, часто «беспорядки» устраивают сами правоохранители, чтобы показать собственную активность, а также «чтобы каждый знал, что реализация конституционного права на мирные собрания путем выхода на митинг может привести к задержанию, получению травм различных степеней тяжести или тюремному заключению». То есть получить дубинкой или кулаком может любой, кто попадет под руку силовикам. С каждым разом, подчеркнул эксперт, таких пострадавших все больше. Поэтому решение ЕСПЧ по данному делу, настаивает Гавришев, логично и обосновано. Но, к сожалению, говорить о его значимости не приходится: похожих решений уже много, но они никоим образом не сказываются на действиях российских правоохранителей. «И изменений ждать не стоит еще и в силу поправок к Конституции, которые делают исполнение любых решений ЕСПЧ необязательным для России», – напомнил адвокат.
Применение немотивированного насилия со стороны полиции в отношении рядовых участников массовых мероприятий стало обычным явлением, подтвердил «НГ» доктор юридических наук Илья Шаблинский. В принципе, подчеркнул он, полицейские действуют жестко почти во всех странах. Но если есть независимая судебная власть, то за явное и опасное насилие против демонстрантов полицейских можно привлечь к ответственности. Российская действительность, заявил Шаблинский, иная: «Константину Коновалову в прошлом году сломали ногу еще до начала акции на Тверской. Но суд остался к этому безучастен». Он вспомнил единственный, а значит, редчайший случай привлечения полицейского к ответственности. В декабре 2011 года Куйбышевский райсуд Петербурга приговорил прапорщика Вадима Бойко к трем с половиной годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.
Как считает член президентского Совета по правам человека Александр Брод, применение силы к участникам протестных акций, которые не нарушают закон, со стороны правоохранителей стало привычным делом. «И не только к участникам, но и к случайным прохожим, наблюдателям за происходящим», – заметил он. Брод сказал, что ему неизвестны случаи, чтобы кто-то из силовиков понес ответственность за содеянное. То есть система своих не сдает, единственное, что она может, – это давать внутреннюю установку «быть помягче с бунтарями», подчеркнул правозащитник. К сожалению, упрекнул он и ЕСПЧ, в Страсбурге тоже пока не касаются случаев незаконных отказов в возбуждении дел против полицейской жестокости, ограничиваясь назначением компенсаций пострадавшим, причем за счет российских налогоплательщиков.
комментарии(0)