Московское бюро по правам человека обратило внимание на негативный медийный образ гастарбайтеров. Фото РИА Новости
В Московском бюро по правам человека (МБПЧ) зафиксировали сокращение количества актов насилия на расовой и религиозной почве. На такое снижение уровня ксенофобии прежде всего повлияли ограничения, связанные с коронавирусом. Однако активность националистов теперь сфокусировалась в интернете.
Как сообщил «НГ» директор МБПЧ Александр Брод, доклад в ближайшее время будет передан органам власти и силовым структурам. «Мы зафиксировали тренд – спад общего числа проявлений вандализма, нападений на почве этнической, расовой и религиозной нетерпимости», – отметил Брод. Однако сокращение количества публичных акций под радикальными политическими лозунгами, считают эксперты, связано в первую очередь с весенним режимом самоизоляции и продолжительным ограничением на проведение массовых мероприятий.
При этом настроения нетерпимости отчасти ушли в онлайн: например, указано в докладе, в последнее время «в интернет-пространстве фиксировались многочисленные ксенофобские высказывания в отношении выходцев из азиатских стран, в первую очередь китайцев». То есть не исключен дальнейший рост уличной активности националистов, поскольку тенденция к спаду «не стала доминирующей и необратимой». Как предупредил Брод, сами такие акции могут послужить катализатором ксенофобских настроений в обществе: «Велик шанс их распространения через различные популистские лозунги».
Тем не менее МБПЧ как раз и отмечает нерасторопность властей в решении межэтнических конфликтов. «С одной стороны, можно уверенно констатировать, что осознание важности вопросов противодействия экстремизму, терроризму, гармонизации межэтнических и федеративных отношений присутствует в органах власти и управления, а также гражданском секторе», – сказано в докладе. В то же время действиям власти и граждан по-прежнему не хватает координации и системности.
Хотя мигрантофобия в условиях коронавируса стала проблемой во всем мире, в России миграционная политика если и не игнорировалась исполнительной властью, то, во всяком случае, не считалась приоритетной. Между тем в медиапространстве «создавался собирательный портрет гастарбайтера – вероломного и беспринципного выходца из Средней Азии, который, потеряв работу, готов с ножом в руках добывать себе пропитание на улицах российских городов». В МБПЧ отметили явное нагнетание истерии вокруг преступлений, совершенных мигрантами, причем «на фоне фактического замалчивания не менее опасных прецедентов, когда сами мигранты становились потерпевшими».
В разговоре с «НГ» Брод добавил, что государство по-прежнему жестко реагировало на экстремистские вызовы ксенофобского характера, какими бы идеологическими рамками они ни прикрывались. При этом заметное снижение по сравнению с 2018–2019 годами уголовных и административных дел по публикациям в интернете, по его мнению, стало следствием общего курса власти на декриминализацию в этой сфере.
Вместе с тем в законодательной сфере сохранилось расширительное толкование понятия «экстремизм», а значит, и риски его применения для пресечения деятельности оппозиции. Поэтому Брод в очередной раз призвал власти к обязательной конкретизации ряда формулировок в новой редакции «Стратегии противодействия экстремизму в РФ». В целом, подчеркнул Брод, «вызов коронавирусной пандемии, сопровождающийся острыми социально-экономическими проблемами, обострением ряда ситуаций – в первую очередь в области миграции, создает возможности для негативных сценариев в дальнейшем, а значит, их необходимо заранее купировать».
В МБПЧ подготовлен ряд рекомендаций. Например, о проведении мониторингов по соблюдению прав граждан в трудовой сфере, возможным протестным акциям, качеству общественных отношений в региональных и местных сообществах. Важно также усилить публичную демонстрацию ответственности, компетентности глав регионов, руководителей органов власти и МСУ, лидеров этнических и религиозных сообществ. Следует расширять и информационно-просветительскую работу в правоохранительных и силовых структурах, разъяснять их сотрудникам динамику межэтнических, государственно-конфессиональных отношений, этнополитических процессов, правозащитную проблематику.
Есть в докладе МБПЧ и предложение усилить межгосударственную кооперацию со странами – поставщиками рабочей силы для обеспечения ее пребывания в РФ или, наоборот, возвращения на родину. Реализацию миграционной политики проводить в соответствии с экономическими и инфраструктурными потребностями регионов, а также «с учетом их этнокультурной емкости и интересов местного населения».
комментарии(1)
0
Игорь 07:40 10.11.2020
По личным ощущениям складывается впечатление, что "этнокульрурные ёмкости" русских городов уже переполнены, а на интересы местного населения властям начхать.