Фото Reuters
Правозащитники заявляют, что так называемая коронавирусная амнистия для иностранцев вызывает много упреков. Если одни иностранцы боятся, что их учтут, а затем выдворят, то другие приезжие при всем желании не могут ею воспользоваться. Речь о значительном количестве мигрантов без действующего удостоверения личности или с неустановленной гражданской принадлежностью.
Работа по урегулированию правовых статусов иностранцев ведется, но явно недостаточно, заявили правозащитники. В МВД хоть и прорабатывается вопрос о введении понятия миграционной амнистии в действующее законодательство, но это довольно длительный и сложный процесс. Сейчас же тысячи людей находятся в неопределенном положении.
Объявленная весенним указом замминистра МВД Александра Горового коронавирусная амнистия (подразумевающая, что мигранты без статусов могут встать на учет безо всяких санкций) проходит медленно и со скрипом. При этом значительная часть приезжих и вовсе осталась вне ее рамок. Например, те, кто не имеет действующих документов, кому нужно устанавливать личность или гражданскую принадлежность.
Понятно, что у большинства нелегалов паспорта просрочены либо их вовсе нет. Значит, их попросту не могут поставить даже на учет. Об этом говорилось на рабочей группе, проходившей в Институте стран СНГ под эгидой спецпроекта «Форум переселенческих организаций», выполняемого по президентскому гранту. По словам правозащитников, нужно предусмотреть переходный период, чтобы и эти граждане могли легализоваться по окончании пандемии и до введения новых норм миграционного законодательства.
Люди месяцами не могут попасть в территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, в том числе из-за нехватки специалистов. А имеющиеся специалисты физически не могут легализовать большое количество мигрантов. В наработках правозащитников говорится о «кадровом ослаблении» в связи с реорганизацией миграционных структур и об отсутствии квалифицированных специалистов. Работники продолжают увольняться из-за низких зарплат, а на их места не идут даже недавние выпускники юридических вузов. С мест звучат жалобы на отсутствие разъяснительной работы. Чиновники ссылаются на отсутствие четких инструкций сверху и непонимание, как реализовывать данный указ.
Сами мигранты не верят в объявленную амнистию и отказываются легализовываться. МВД и не скрывает: основная цель – подсчитать количество приезжих. Но вот их дальнейшая судьба остается под вопросом. Постановка на учет еще не гарантирует получения правовых статусов. Более того, за наличие двух даже незначительных правонарушений иностранцы не могут претендовать на получение статуса.
При этом эксперты отметили и такую лазейку: мол, согласно указу, в отношении иностранцев-нарушителей запрещено принимать решения о депортации, но нигде не говорится, что чиновники сейчас не могут закрыть этим людям въезд в Россию. Чем они собственно и занимаются. В итоге легализуется лишь мизерное количество мигрантов.
По словам эксперта «Форума переселенческих организаций» Галины Рагозиной, на учет сегодня ставят лишь тех, у кого есть «основания получить тот или иной правовой статус». Однако, подчеркнула она, у основной массы иностранцев нет действительных документов, удостоверяющих их личность, а на их восстановление требуется не меньше года. Гастарбайтеры, по ее словам, боятся быть выдворенными после снятия ограничений. Помимо этого, у значительной части трудовых мигрантов нет денег, чтобы оплатить дорогостоящий патент. В результате, подчеркнула она, примерно две трети иностранцев продолжают жить в РФ нелегалами.
Но мало того, в своеобразной амнистии, уверяют общественники, остро нуждаются и россияне, чьи паспорта были признаны недействительными из-за ошибок чиновников, которые когда-то их и выдавали. Эксперты назвали неконституционным бессудное лишение гражданства десятков тысяч россиян. Напомнив, что ст. 22 первого закона о гражданстве (от 1992 года) устанавливала пятилетний срок, в течение которого можно было аннулировать выданный паспорт, но только в судебном порядке. По мнению правозащитников, нужно следовать старой норме и априори признавать таких «лишенцев» россиянами, если не была доказана их вина в незаконном получении гражданства.
В 2012 году по инициативе депутата Госдумы Константина Затулина в действующий закон о гражданстве была принята внесена глава 8.1 об урегулировании статуса еще одной категории граждан – «чьи паспорта, выданные уполномоченным органом на официальном бланке до января 2010 года, аннулируют». Действие этой нормы продляли уже несколько раз, общественники предлагают сделать ее бессрочной.
Как поясняет замруководителя Института стран СНГ Александра Докучаева, речь идет не о гражданах бывшего СССР, а вообще о тех, кому был выдан паспорт. «Потому что за 30 лет, прошедших после того, как СССР не стало, паспорта РФ получили и те, кто гражданами СССР не являлся», – поясняет она. Проверки же наличия гражданства сейчас ведутся по любому поводу: если человек просрочил паспорт или потерял его. И если миграционщики находят какие-то неточности в первичных источниках, то «изъяны в официальных документах, которые хранятся в госорганах, бременем ложатся на человека». Людей заставляют проходить процедуру установления личности, а затем процедуру подачи заявления на признание гражданства заново.
Ситуацию с мигрантами комментировали и общественно-политические Telegram-каналы. Авторы канала «Мышь в овощном» отмечают внимание на отдельную категорию иностранцев – выходцев из Сирии: «Сейчас, когда есть хороший инфоповод – было бы здорово пройтись по выросшим у нас тут сирийским землячествам, где под камеру и микрофон попросить зависших пятый год на третьем курсе «студентов» передать привет родине. Той самой родине, которую Россия с помощью их соотечественников более-менее приводит в порядок. Где, конечно, местами не так комфортно, как местами здесь, а местами – еще и гораздо опаснее. Но где очень-очень нужны руки, готовые держать если не автомат – то лопату, мастерок или метлу».
комментарии(0)