Оппозиционным кандидатам не удалось убедить избирателей в значимости довыборов в гордуму. Фото со страницы «Штаб Навального в Екатеринбурге» в Twitter
Кандидаты от несистемной оппозиции в гордуму Екатеринбурга – координатор «Открытой России» (ОР) Владислав Постников и председатель профсоюза «Университетская солидарность» Дмитрий Трынов – признали, что добиться повышения явки в основной день выборов не удалось. Это значит, что против несогласных сработает досрочное голосование, на участие в котором власти стимулировали зависимый электорат. Эксперты отметили, что даже проигранные довыборы будут полезны в качестве своеобразного тренинга перед большой кампанией 2021 года.
Весь день оппозиционеры сообщали о борьбе с пресловутыми скупщиками голосов, действовавшими на территории 3-го и 9-го округов.
При этом якобы это происходило не только в пользу единороссов, но и коммунистов.
Исполнительный директор ОР Андрей Пивоваров заявил, что накануне основного дня голосования вообще чуть не поймал такого скупщика, который уже перевел ему 400 руб. 22 ноября проходили сообщения, что, дескать, «скупщики голосов с 9 утра караулят участки – власти города объявили охоту за голосами».
Противодействие им в конце концов привело того же Пивоварова в полицейский участок для подачи заявления. Он подчеркнул, что активисты кампании двоих оппозиционных кандидатов располагают даже одним из списков уже проголосовавших за деньги избирателей округа № 3, где баллотируется Постников. Между тем кандидат от КПРФ Ольга Прожерина увидела в действиях оппозиционеров попытку ее оклеветать и заявила о том, что подает на Пивоварова в суд. В ответ тот парировал, что именно на коммунистку он, мол, и получил деньги, и соответствующее заявление в полицию уже подано.
Постников сообщил «НГ», что на 15 часов явка вместе с досрочкой составила около 7%. То есть проголосовало примерно лишь 3,9 тыс. человек, где-то 2,7 тыс. сделали это в предыдущие 10 дней, а значит, голосов за оппозицию среди них немного. Почему из 53 тыс. избирателей пришел такой мизерный процент, он сказать затруднился, но подчеркнул, что власть намеренно сушила явку. «Про кампанию нигде не говорили в СМИ, при этом в бюджетных учреждениях наблюдалось административное принуждение к голосованию досрочно, что, конечно, не могло не оттолкнуть остальных избирателей. Так же, как и технологии вроде скупки голосов и черного пиара. В штаб поступили сведения, что против меня даже в день выборов распускают слухи, что я поддерживаю точечную застройку». Постников подтвердил, что за время кампании действительно была наработана база сторонников (см. «НГ» от 16.11.20). Но из нее обзвонили только часть людей, на большой прозвон не хватило ресурсов.
Трынов пояснил «НГ», что у него в округе то же самое, что у Постникова: попытки подкупа, черный пиар и якобы даже запугивание избирателей. Но он считает, что здесь не стоит искать большой политики: «На местном уровне роль играют финансовые интересы конкретных групп, они и продвигают своих кандидатов через разные партии». Что же касается скупщиков, то к концу основного дня они, дескать, предлагали за голос уже от 800 до 1000 руб. По словам Трынова, явка на 15 часов составила около 8,25% избирателей, досрочка достигла уровня в 30%. «Нам не удалось поднять избирателей на участки, тем более что выборы низового уровня имеют низкую популярность», – отметил он.
Напомним, что на довыборах в гордуму Екатеринбурга, как пишут местные СМИ, проявилось противостояние между командами губернатора Евгения Куйвашева и мэра Александра Высокинского. И хотя рейтинги «Единой России» вроде бы не превышают 30%, своим выдвижением несистемщики добавили раскола в общепротестный электорат. Скорее всего он будет разобран по частям кандидатами от всех оппозиционных партий, а единороссы придут к победе на голосах бюджетников.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев отметил, что, конечно, обилие оппозиционных кандидатов дробит протестный электорат, единый кандидат от оппозиции или снятие всех в пользу одного увеличили бы шансы побороть ЕР, но у каждой партии есть свои интересы. «Власть научилась работать с протестным голосованием, дробя электорат с помощью гибкого подхода к регистрации кандидатов», – пояснил эксперт. Он подчеркнул, что у несистемной оппозиции была реальная надежда на победу, потому что, «как показал опыт, выборы в гордумы оказываются не такими уж и предсказуемыми – так было в Томске и Новосибирске». Калачев заметил, что модераторы внутренней политики в регионе работают с политическими силами – и сложно сказать наверняка, кто именно с властью договорился. Например, якобы подкуп на голосовании за КПРФ может оказаться и очередной технологией со стороны конкурентов. Что касается несистемщиков, то Калачев полагает, что они вряд ли могли договориться с властью. «В любом случае для оппозиции эта кампания как своеобразный тренинг перед думскими и региональными выборами, а такие тренинги нужны постоянно», – сказал эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. При этом эксперт напомнил, что хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов: «Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного». Макаркин подчеркнул, что хотя довыборы в гордуму важны перед кампанией 2021 года, но это и самоценные выборы. «На муниципальном уровне легче победить, чем на федеральном, здесь нужно меньше денег и ресурсов. Поэтому выдвижение – это рациональное решение несогласных заработать историю успехов», – заметил он. Эксперт считает, что также выборы низового уровня – это некий индикатор поддержки: если оппозиционеры проходят там, то это стимулирует их бороться дальше. «Даже второе место с небольшим отрывом станет успехом для раскрутки кандидата, о чем свидетельствует история Сергея Бойко в Новосибирске», – пояснил Макаркин.
комментарии(0)