Уличные протесты против ареста прежнего губернатора продолжаются уже 138 дней. Фото с сайта www.sibreal.org
В Хабаровском крае три из четырех парламентских партий сейчас переживают кризис. В ЛДПР, которая вроде бы остается правящей, – большая текучка кадров из-за политических метаний местных депутатов. В КПРФ произошло неудачное переизбрание уже давно действующего первого секретаря крайкома. «Единая Россия» вообще пока так и не оправилась от поражений последних лет. Эксперты отмечают, что в этом субъекте РФ, похоже, начинается перезагрузка партийной системы, спровоцированная экспериментом по передаче власти от ЕР к ЛДПР. Но нельзя исключать и того, что в регионе, который с лета находится под постоянным медийным вниманием, общие симптомы болезни политструктур просто проявляются быстрее.
Скандал с уходом городских депутатов из рядов хабаровской ЛДПР, похоже, улажен: спикер Гордумы Михаил Сидоров и еще 16 человек, заявивших было о своем расставании с партией, это свое решение все-таки изменили. Они продолжат работать именно как ее представители. «С учетом того, что ко мне обратилась родная сестра Сергея Фургала, с учетом позиции всех депутатов, с учетом имеющихся гарантий мы посчитали необходимым, что наиболее правильным будет решение осуществлять свою деятельность на сегодняшний день в рядах той партии, от которой мы стали депутатами», – заявил Сидоров.
По его словам, с депутатами уже несколько раз встретился и врио губернатора Михаил Дегтярев, который смог их окончательно отговорить от поспешных решений. «Мы обсудили имеющиеся разногласия между рядом депутатов, а также разногласия с региональным отделением. Удалось найти общий язык, а также определить стратегию дальнейшего развития и взаимодействия. Мы считаем, что депутаты муниципального парламента более качественно и плодотворно будут осуществлять свою деятельность, находясь в партии ЛДПР. Все решения как ранее, так и сейчас мы принимаем коллегиально», – отметил Сидоров.
Сперва сообщалось, что уже 25 ноября тот должен был встречаться в Москве с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским. Однако Сидоров уточнил, что поездку он отложил из-за большой загруженности федерального руководителя. Тем не менее план довести до Жириновского «чаяния и проблемы, которые есть в городе Хабаровске с политической ситуацией» в личном общении не отменен. Сам лидер ЛДПР комментирует хабаровскую историю таким образом: в партии надеются, что больше таких демаршей не будет. Напомним, о выходе из ЛДПР 17 депутатов Гордумы Хабаровска заявили 23 ноября, назвав причинами этого «внутренние убеждения, несогласие с действиями регионального отделения фракции». Жириновский в эфире телеканала «Россия 24» заявил: «Понимаем депутатов и пойдем друг другу во всем навстречу, чтобы не было недопонимания и чтобы и дальше у ЛДПР было большинство во всех законодательных органах Хабаровского края».
Судя по этим словам, в ситуацию уже вмешалась администрация президента. Похоже, что лидеру ЛДПР было рекомендовано предпринять максимум усилий для гашения скандала, который в том числе ставил под вопрос выборные перспективы в крае его ближайшего соратника Дегтярева.
Однако не одна ЛДПР страдает от некой антипартийной аномалии, действия которой наглядно проявляются в этом дальневосточном регионе страны. Например, у КПРФ случился срыв вполне тривиальной отчетно-выборной конференции. Правда, ЦК распорядился провести ее на три года раньше, чем планировалось, поскольку руководство партии решило, что все отделения должны обновиться еще до начала думской кампании. Как сообщают местные СМИ, в итоге произошел скандал, какого еще не было в истории хабаровских коммунистов. Сначала все шло своим чередом – состоялись выборы членов крайкома, один из которых и должен был потом стать первым секретарем. Однако, по данным счетной комиссии, выяснилось, что действующий руководитель Петр Перевезенцев не проходит первичного отбора. «В итоге конференцию сорвали, Перевезенцев и несколько его сторонников просто покинули мероприятие, забрав документы с подсчетом голосов», – сообщили местные СМИ со ссылкой на свои источники в КПРФ. И теперь, мол, новую дату конференции должно установить федеральное руководство.
В хабаровской гордуме опять появилось большинство от ЛДПР. Фото с сайта www.sibreal.org |
Между тем в хабаровской ЕР действительно идут свои расколы, по сообщениям местных СМИ там до сих пор так и оправились от поражений 2018–2019 годов. Якобы разброд и шатания только усилились с назначением и.о. секретаря отделения Максима Иванова как представителя нового поколения единороссов. Однако за год кризис не был преодолен – и некогда правящая партия практически исчезла даже из местного информационного пространства, не говоря уже о федеральном. В некоторых изданиях, правда, утверждают, что на губернаторских выборах ЕР планирует взять реванш, во что слабо верится с учетом помощи Дегтяреву со стороны администрации президента. Сообщается, что Иванов уже взял курс на омоложение кадров. Однако другие СМИ приводят мнение его противника – единоросса Андрея Никонова, который заявляет, что Иванов, объявивший себя лидером, «таковым является лишь для четырех-пяти человек максимум, которые крутятся и крутились вокруг него». По мнению Никонова, Иванов выделяет слишком много времени и партийных ресурсов для личного продвижения. Ряд экспертов считает, что рейтинг ЕР в регионе не больше 15%.
«НГ» обратилась к экспертам за разъяснением этой хабаровской аномалии. Депутат хабаровской Закдумы Петр Емельянов напомнил, что также подал заявление о выходе из ЛДПР, однако его за четыре месяца так и не подтвердили. «Я вообще подал не одно, а уже целых три заявления о выходе из партии, но внятно ответить, почему меня не исключают, мне никак не могут. У меня тоже была встреча с партийной верхушкой, уговаривали не спешить с решением», – сказал он. Выход целых 17 депутатов – это, конечно, большой репутационный урон, поэтому их всеми силами и попытались вернуть.
Он отказался сообщить точные причины этого выхода, а потом возвращения, отметив, что роль играют не принципы, а политическая игра. Емельянов подчеркнул, что кризис партийной системы имеет место: «Дело не в том, что федеральный Центр договоренности нарушил, а в том, что он резко изменил правила игры. Просто в Хабаровске все это проявилось наиболее ярко: здесь политструктуры просто рухнули из-за того, что регион протестный. «В общем, как в природе, – когда идет таяние ледников, понятно, что где-то глыба должна обрушиться первой, – пояснил он.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что именно назначением Дегтярева вместо Фургала «Кремль спровоцировал перезагрузку партийной системы региона». И теперь «идет перетряхивание во всех партиях, Дегтярев пытается выровнять политическую поляну и вернуть стабильность, приведя политическую систему к общему знаменателю». Эксперт подчеркнул, что на местах политпартии являются во многом выразителями интересов местных элит, которые приобретают у них франшизу. Например, к власти в Хабаровске пришла не столько ЛДПР, сколько команда Фургала. Что же касается КПРФ и ЕР, то там отдельные игроки пытаются воспользоваться ситуацией неопределенности: «ЛДПР пытается понять, как удержать контроль, ЕР – как вернуть себе власть в регионе, а КПРФ пытается занять освободившуюся протестную нишу». Эксперт пояснил, что в ЛДПР произошла борьба не за принципы, а за будущее отдельных политических игроков. «Что было мобилизовано – обещание или угрозы, сказать сложно. Видимо, депутаты поняли, что новые партии принимать их не готовы, а значит, они становятся несистемными игроками, от которых власть будет стараться избавиться», – заявил Калачев.
комментарии(0)