Конкурс «Лидеры России» – один из ключевых кадровых проектов первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко. Фото РИА Новости
Регионы стали обращаться к федеральному Центру с запросами о модификации избирательных систем перед 2021 годом. Закон позволяет уменьшать долю партийных депутатов заксобраний в пользу одномандатников, но без политического решения сверху это не делается. Судя по тому, что пока информация циркулирует в виде утечек от источников, с ответами администрация президента не спешит. Одно из возможных объяснений – наличие аналогичных планов и по Госдуме. У разных групп влияния есть свои планы по обновлению правящей партии, так что 225 округов на все запросы уже не хватает. Скажем, заводить на чужие места условных победителей конкурса «Лидеры Россия» на одном лишь админресурсе рискованно. Договариваться многосторонне о судьбе каждого округа – хлопотно. Перезапуск же системы выборов откроет проход в парламент нужным людям.
Новый виток обсуждения возможного сценария проведения досрочных выборов в Госдуму стартовал после сообщения Центризбиркома о проведении в январе большого совещания с региональными комиссиями. В оппозиции, например, предположили, что такое совещание может быть реально предвыборным в случае установления даты голосования на апрель. Как представляется, информацию от ЦИКа правильнее было бы интерпретировать по-другому. Именно во второй половине января станет ясно, какие предложения содержатся во внесенных в нижнюю палату поправках в избирательное законодательство.
Тот факт, что выборный закон корректировать придется, сомнению не подлежит. Скажем, в июле Госдума закрепила норму о трехдневном голосовании на пеньках и поменяла в связи с этим некоторые процедурные сроки. Но не все, многие достаточно важные дедлайны были из-за летнего аврала или забыты, или оставлены на потом. Подтверждением неизбежности исправления правил выборов является и конкуренция слухов о том, поддерживает ли все-таки Кремль идею главы ЦИКа Эллы Памфиловой об отмене дня тишины или нет? Запустят ли дистанционное электронное голосование как раз в электорально значимых регионах либо, наоборот, эксперимент состоится только в субъектах РФ с небольшим числом избирателей? Из актуальных же политических новаций в закон об избрании депутатов Госдумы обязательно должны быть вписаны ограничения для разного рода иностранных агентов.
В этом контексте грядущих изменений обратила на себя внимание время от времени просачивающаяся из регионов информация о запросах снизу в федеральный Центр с просьбой разъяснить, что делать с местными избирательными нормами. К примеру, на днях власти Свердловской области официально отвергли намерение сократить долю партсписков к выборам Заксобрания в 2021 году. Однако в уральских СМИ прямо пишут, что с запросом о возможности увеличить количество одномандатных округов из региона в администрацию президента якобы уже обратились. Похожая утечка прошла и по поводу властей Приморского края. Там, дескать, хотят уменьшить долю списочников от партий до минимально разрешенной трети мандатов, а остальные места отдать депутатам от округов. Но, мол, пока ничего в этом направлении не делается, ибо ответа из Москвы так и не последовало.
Конечно, такое отсутствие реакции на вопросы с мест можно было бы объяснить занятостью федерального Центра ковидом, административной реформой премьера Михаила Мишустина, текущими интригами внутривластных групп в ходе борьбы за внимание президента Владимира Путина и мелеющие финансовые потоки. Но вполне допустимо предположить и такой вариант, что пока определенного ответа просто не сформулировано, потому что минимизация партий может произойти и в Госдуме. Как уже писала «НГ» (см. номер от 23.11.20), пока массовая переделка выборных законов в регионах действительно не началась.
Большинство экспертов пояснило, что, видимо, и не начнется, чтобы не подчеркивать слабости «Единой России», которая тогда как бы распишется под утверждениями оппозиции, что электоральный рейтинг партии власти идет на обнуление. Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, наоборот, заявил об актуальности тренда на выборы преимущественно по округам с оставлением партиям небольшой доли мест в парламентах.
Эксперт, правда, не приложил этот тезис конкретно к Госдуме, но его слова об «износе партийных брендов» и общем падении рейтингов всех политструктур, очевидно, касаются и федерального парламента. Напомним, что в медиапространстве в последние несколько месяцев отчетливо заметна продвигаемая явно сверху идея о неизбежном кардинальном обновлении состава фракции большинства в будущей Госдуме. СМИ уже открыто пишут, что за партию власти якобы ведут борьбу три группы. Первую как бы олицетворяет первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, вторую – секретарь Генсовета ЕР Андрей Турчак, третью – отбивающуюся от этих двух – спикер Госдумы Вячеслав Володин. Но, как представляется, скорее следует говорить о соперничестве за функцию главного контролера предстоящих парламентских выборов. И как только таковой будет президентом выбран, все три собранных кадровых резерва будут слиты вместе. Замначальники по выборам получат право на свои паи, но меньшие по размеру, чем у основного держателя.
И вот тогда может выясниться, что 225 имеющихся в наличии думских округов может на всех не хватить, требуется увеличение их числа хотя бы до 300 – ведь понемногу надо будет оставить и каждой из трех оппозиционных партий плюс, возможно, несколько округов передать новым политпроектам. В этом случае идея о перекройке избирательной системы и обретет право на существование. Сейчас главные экспертные аргументы против ее реализации – это законодательный запрет менять границы округов чаще, чем раз в 10 лет, и неизбежная внутриэлитная турбуленция в случае авральной перенарезки прямо перед выборами. Довод о каких-то запретах в законе по нынешним временам можно просто отбросить. Что же касается изъятия у части потенциальных кандидатов уже обработанных ими делянок, то, может быть, в этом и будет весь смысл перенастройки выборных правил.
Скажем, условные победители конкурса «Лидеры России» в электоральном смысле выглядят новичками по сравнению с опытными народными избранниками, а значит, есть риск проигрыша оппозиционерам. Кроме того, убирать одних заслуженных людей для продвижения других – это подрыв основ самой ЕР. Тащить же кого-то в Госдуму на голом админресурсе и ссылках на Путина – это большой риск получить в ответ как сопротивление изнутри власти, так и оперативное объединение оппозиции. Развести округа заранее на берегу – это тоже занятие крайне сомнительное. В этом случае придется подключать к консультациям не только визави из конкурирующих организаций, но и представителей региональных властей, элит, а также лоббистов финансово-промышленных групп. Поэтому гораздо проще будет создать форсмажор – ту самую перенарезку округов, то есть обнулить все имеющиеся завязки и договоренности. И в этих условиях всем сторонам процесса будет проще предлагать кандидатов с хорошим медийным потенциалом и не запятнанной еще репутацией, чтобы избежать ударов со стороны «умного голосования». Судя по утечкам в СМИ о ходе обновления ЕР, именно эти качества для участников будущих выборов и являются обязательными.
комментарии(0)