Депутат Олег Хомутинников просит суд признать деятельность облдумы не соответствующей закону. Кадр из видео с канала Олега Хомутинникова на YouTube
Как стало известно «НГ», 3 декабря районный суд в Липецке заслушает аргументы местной облдумы. Один из депутатов подал на Заксобрание в суд за то, что народные избранники уже девять месяцев «заседают» в режиме электронной переписки. Судьи приняли к сведению сообщения оппозиционера и попросили представителей парламента доказать законность своей работы. Эксперты отмечают, что липецкие депутаты просто довели до абсурда распространенную практику.
«Моя позиция заключается не в том, что сессий в принципе не было, а в том, что по ним не было заседаний, как того требует закон, – пояснил «НГ» депутат Липецкой облдумы Олег Хомутинников. – В федеральной норме четко прописано, что парламент должен собираться минимум раз в три месяца и в составе не менее 50% депутатов. Этого не было не то что вживую, но в режиме прямой трансляции».
Депутат рассказал, что на заочный формат работы депутаты перешли еще в начале апреля, после соответствующих распоряжений Роспотребнадзора и губернатора о карантинных мерах, причем голосование за удаленку было проведено в парламенте следующим образом: «Спикер предложил принять решение о том, что председатель определяет порядок работы. Но я лично думал, что речь идет о датах сессии проведения заседания – есть же регламент, устав, где прописан порядок работы облдумы. На деле же получилось так: нам просто пересылают документы по электронной почте, приходит скан распоряжения спикера Павла Путилина о датах очередной сессии с подписью в формате pdf и вордовские документы, где есть графы для галочек «за» и «против» и фамилии депутата. Никаких электронных подписей и в помине нет, теоретически его может заполнить кто угодно: жена, дети, секретарша, домработница. У одного депутата вообще своей почты вроде бы и нет, рассылку за него получает депутат прошлого созыва, с которым они друзья». По словам Хомутинникова, всего было 13 «почтовых» сессий с начала пандемии.
Оппозиционер подчеркнул, что теоретически, заседания можно было собирать: в облдуме огромный зал, - «спокойно можно было рассадить 55 депутатов не только через ряд, но и через 5 мест друг от друга». Но даже если бы заседания проходили в прямом эфире, отметил депутат, то претензий бы не было. При этом Хомутинников пояснил, что протестует даже не против удаленной работы как таковой, а именно против абсурдности формата. «Нам присылают даты и часы голосования, даты обсуждения, но нигде не написано, как именно определяют кворум, – растолковал он детали липецкого ноу-хау. – Условно говоря, написано, что голосование пройдет в такой-то день с 10 до 11 утра. Но как определяют, что депутаты именно в это время прислали письма с голосованием? Вопросы напрямую тоже задать нельзя, не говоря уже о дебатах по тому или иному законопроекту. На все вопросы шлют отписки. Даже доходило до смешного: я заходил на страницу googledocs и видел, что законопроект вместе со мной скачан восемь раз, а нас 55. То есть депутаты голосовали, даже не читая проектов». «Моя цель в том, чтобы поставить под вопрос законность работы облдумы», – заявил оппозиционер. По его мнению, причина происходящего проста: большинство мест в парламенте занимают представители партии власти: «В облдуме предусмотрено 56 депутатских мест, но одного депутата-единоросса объявили в международный розыск, оставшиеся 45 — единороссы, и 10 — оппозиционеры: фракции КПРФ, СР и ЛДПР. Многие депутаты еще и предприниматели, для которых работа в парламенте является побочной. И видимо для того чтобы облегчить себе работу, устроили голосование по электронной почте, хотя у нас и раньше обычно заседания парламента раз в месяц всего на час собирались, теперь нет и этого», - возмутился депутат.
На заседании 26 ноября судья Татьяна Кацапова прислушалась к аргументам Хомутинникова, который, ссылаясь на п. 11 ст. 4 «Об общих принципах организации законодательных органов госвласти», отметил, что «заседание законодательного органа не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов». Судья попросила замначальника правового управления Елену Орлову к следующему заседанию предоставить доказательства, что депутаты подтвердили свою электронную почту документально, и документы голосования по сессиям. Это около 600 листов. «Понятно, что все это абсурдная ситуация, я сам таких листов могу сколько угодно распечатать», – подчеркнул истец.
Если облсуд признает, что голосование по почте нельзя считать заседанием, то губернатор Игорь Артамонов получит право распустить облсовет. Судом объявлен перерыв до 3 декабря. В тот же день, по словам Хомутинникова, в облдуме состоятся слушания по бюджету области на 2021–2023 годы.
В липецком облсовете пояснили, что решение о проведении заочного голосования соответствует федеральному законодательству: «Есть положительное заключение региональной прокуратуры и правового управления администрации». Хомутинников на это ответил, что речь идет об общем решении облдумы, время проведения сессии определяет спикер, а про частности вроде электронного голосования в заключении прокуратуры речи нет.
Спикер Липецкого областного совета депутатов Павел Путилин прокомментировал изданию Sota.vision, что «Хомутинников пиарится» и его самого неплохо было бы «лишить мандата». При этом спикер подтвердил, что сами сессии проходят в заочной форме, но объяснил это наличием в депутатском корпусе пожилых парламентариев и распространением коронавируса. На прямой вопрос о том, могут ли граждане, как это прописано в Уставе Липецкой области, наблюдать за работой совета, Путилин заявил, что они могут делать это, знакомясь с результатами работы депутатов в СМИ.
Конференц-связь используют в законодательных собраниях Приморья, Пермского края, Челябинской, Ростовской, Курской и Тамбовской областей. В Татарстане и Омской области заседания проводятся очно, однако комитеты собираются при помощи Zoom. В Краснодарском крае треть депутатов голосует очно, остальные – по видеосвязи. В Свердловской области депутатов рассаживают в разных залах и устанавливают между ними видеосвязь. При этом везде оппозиция считает такие меры оправданными. Так же настроены оппозиционеры и в Мосгордуме, которая с начала осенней сессии провела уже два дистанционных заседания.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Происходящее в Липецке пренебрежение процедурой не совсем редкость. Парламентарии воспользовались тем, что никто не смог предвидеть пандемию, и перешли на заочный режим работы. Когда это было экстренно – одно дело, но что мешало за девять месяцев прописать процедуру работы, чтобы это все выглядело прилично, сказать сложно. Тут вопрос еще и к оппозиционным фракциям, ведь там не одни единороссы сидят. Конечно, свое заключение о законности работы облдумы Липецка должен дать суд, но пока это все выглядит как сеанс саморазоблачения, а Хомутинников в преддверии выборов получает хороший пиар».
комментарии(0)