Еще лет 10 назад стоимость продукции, выпускаемой предприятиями УИС, была ниже рыночной на 25–40%. Фото с сайта www.fsin.su
Правозащитные организации утверждают, что власти все-таки отреагировали на неэффективное использование госимущества и бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По словам экспертов, в правительстве и администрации президента задумались над оптимизацией работы уголовно-исполнительной системы (УИС). Начать предлагается с сокращения штата и ликвидации неэффективных и убыточных ФГУПов во ФСИН.
По словам источника правозащитников в Минюсте, в планах властей – сокращение раздутого штата ФСИН, в том числе среди «начальствующего состава и сотрудников центрального аппарата», а также ликвидация ряда убыточных ФГУПов и казенных учреждений. На это их подтолкнули громкие аресты бывшего замдиректора ФСИН Валерия Максименко и его предшественника Олега Коршунова.
Кроме того, приходится учитывать последние, «довольно печальные» результаты проверки Счетной палатой финансовой деятельности ФСИН.
Как отметил в разговоре с «НГ» экс-замначальника Управления кадров ФСИН РФ Спартак Круглов, тюремное население РФ за последние годы сократилось более чем в полтора раза. В связи с этим логично было бы сэкономить на рабочих кадрах. Однако штатная численность УИС, финансируемая из бюджета, осталась прежней: она составляет примерно 295,9 тыс. человек (в том числе начальствующий состав – 225,3 тыс. человек). «На данный момент встает вопрос о целесообразности проведения сокращений», – подтвердил собеседник «НГ».
Сами правозащитники считают, что в следующем году начальствующий состав стоит «урезать» хотя бы на 50 тыс. сотрудников. И заодно упразднить оперативные отделы в СИЗО и колониях, которые являются наиболее коррумпированными подразделениями. Об этом правозащитники написали в своем обращении в Минюст и Контрольное управление президента РФ.
Кроме того, Круглов напомнил, что в ходе последних антикоррупционных проверок вскрылись многочисленные махинации, нанесшие «многим ФГУПам невосполнимый вред». В результате разрушена производственная база, образовались колоссальные кредитные задолженности и ряд ФГУПов уже попали в реестр недобросовестных поставщиков. «Так что, – продолжает Круглов, – руководству ФСИН предстоит провести аудит и инвентаризацию, после чего принять меры для избавления от убыточных и непрофильных активов, которые стали бременем для ФСИН и не содействуют реализации федеральной целевой программы».
Вместе с тем правозащитники отмечают, что в перечень юрлиц ФСИН (согласно данным базы «ОКПО УИС») входит более 4 тыс. учреждений и филиалов, среди которых 29 ФГУПов. Большинство из них не приносят ни пользы, ни прибыли, лишь имитируя бурную деятельность. За 2016 год кредиторская задолженность ФГУПов выросла на 107%, а общая задолженность составила более 7 млрд руб. «Снизилась чистая прибыль, свыше десяти ФГУПов стали убыточными, при этом более 1,1 млрд руб. составили управленческие расходы», – пишут правозащитники.
Вместе с тем, напоминают активисты, если еще лет 10 назад стоимость продукции, выпускаемой предприятиями УИС, была ниже рыночной примерно на 25–40%, то сейчас основная масса этой продукции «неконкурентоспособна, низкого качества и гораздо дороже среднерыночных цен». ФСИН закупает ее сама у себя по существенно завышенной стоимости при «фактически неоплачиваемом труде заключенных, минимальных расходах и льготном налогообложении».
Эксперты рассчитывают, что в процессе реструктуризации количество ФГУПов должно сократиться наполовину. В их письме говорится и о необходимости реформировать управление и отделы собственной безопасности ФСИН, ввести экстерриториальный принцип проверок и обязательную ежегодную ротацию руководящего состава. «Пресечь порочную практику «слива» сотен миллионов рублей в конце года со счетов ФСИН и ФКУ по госконтрактам, запиленным под поставщиков с оговоренным откатом», – пишут авторы.
«К сожалению, ФГУПы ФСИН и ряд ФКУ превратились в «черную финансовую дыру», – заявил в разговоре с «НГ» основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин. По его словам, «арест генерала Максименко доказывает, что последние годы ведомство находилось под контролем высокопоставленных коррупционеров». «Олег Коршунов в СИЗО уже четвертый год по очередному уголовному делу о масштабных хищениях. Тогдашний директор ФСИН доверил им контрактную службу и даже выдавал доверенность на совершение действий от его имени». ФСИН, по его словам, долгие годы разворовывали и опутывали коррупционными схемами. «Теперь новым министру юстиции и директору ФСИН придется действовать решительно, чтобы уберечь службу от катастрофы. У этой администрации на Житной уже нет времени на раскачку, бюджет страны в кризисное время не может оплачивать очередные «эксперименты» и махинации, которые отдельные чиновники пытаются реализовывать даже сейчас», – подчеркнул Осечкин.
По словам председателя комитета родственников заключенных Елены Брыляковой, на сегодняшний день «ФСИН стала самым коррумпированным федеральным органом исполнительной власти». Это обстоятельство с каждым годом ухудшает состояние заключенных. «Миллиарды, выделенные из бюджета РФ, должны были улучшить условия содержания для сотен тысяч человек. Но нет ни денег, ни изменений», – подчеркивает Брылякова. При этом прежнее руководство ФСИН отклоняло любые предложения правозащитников, которые жаловались на искусственное ограничение добросовестной конкуренции и «запиливание» технических заданий под заранее согласованных поставщиков.
Также правозащитники продолжают настаивать на отказе от монополии ФГУПов на поставку продуктов питания и товаров первой необходимости для заключенных. Этим должны заниматься крупные сетевые компании и интернет-магазины на прозрачных и рыночных условиях. На практике, говорят активисты, их деятельность «гасится» рейдерскими атаками.
комментарии(0)