Аннулирование паспортов граждан РФ – это попытка бюрократии не признавать собственных упущений. Фото агентства «Москва»
По информации «НГ», правозащитники предложат властям объявить специальную амнистию для российских соотечественников. Под нее должны попасть те граждане, которые уже, возможно, десятилетиями проживали в стране, но оказались нелегалами в силу бюрократических казусов и несовершенства законодательства.
Теме амнистии для соотечественников будет посвящена научно-практическая конференция, которая состоится 9 декабря. Мероприятие пройдет в рамках проекта форума переселенческих организаций «Право на Родину!», который реализуется совместно с Институтом стран СНГ и Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН. В конференции должны принять участие представители Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ. Ведомство прорабатывает вопрос о введении понятия миграционной амнистии в законодательство. Тема обсуждалась на заседании Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД РФ. Но процесс может затянуться, а многие переселенцы уже многие годы живут в РФ без правового статуса. Среди соотечественников и лиц без гражданства есть те, кто стал нелегалом не по своей вине, а, допустим, из-за ошибок чиновников.
Конечно, в основном «нелегалами» оказались приехавшие в Россию в период изменения миграционного законодательства в начале 2000-х годов. Но потом к ним добавлялись и добавляются новые, в том числе участники госпрограммы «Соотечественники», носители русского языка, а также беженцы из Украины. Они не могут вернуться в страну исхода и при этом сильно поражены в правах: им недоступны медицинская помощь и официальное трудоустройство. Правозащитники подчеркивают: необходимо решать вопросы легализации не только соотечественников, но и иностранных граждан, избравших Россию страной проживания или прибывших в поисках убежища, и особенно помочь лицам без гражданства.
В планах общественников обратиться к президенту через омбудсмена или Совет по правам человека с просьбой издать указ о проведении амнистии для «переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение трех лет, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств». Эксперты видят это так: нужно выдать разрешение на временное проживание без квот или вид на жительство в упрощенном порядке без штрафных санкций за имеющиеся нарушения миграционного законодательства. Отдельным категориям предоставить право сразу на приобретение гражданства РФ, не заставлять проходить тестирование по русскому языку и не требовать от них справок об источнике дохода. Другое предложение – амнистировать тех мигрантов, которые были депортированы из России с последующим запретом на въезд, если в РФ у них остались прямые родственники – россияне, особенно дети, и если они не совершали серьезных правонарушений.
Напомним, согласно майскому распоряжению замминистра внутренних дел Александра Горового, приезжие с просроченными из-за коронавирусных ограничений документами могут встать на миграционный учет, не опасаясь административного наказания. Но на практике это применимо скорее к тем, у кого есть основания для получения статуса. И де-факто из-под его действия выпало огромное количество мигрантов без действующего удостоверения личности или с неустановленной гражданской принадлежностью. А также те, кто совершал административные правонарушения.
Восстановить им документы бывает зачастую непросто. Людей систематически не допускают к процедуре установления личности: чиновники под различными предлогами не хотят принимать от них заявления. «Недостаточная регламентированность процедуры установления личности оставляет сотрудникам ОВМ (отдел по вопросам миграции. – «НГ») широкое поле для произвола», – отмечают правозащитники. К тому же на местах придумываются собственные правила. В результате к заявителям на установление личности предъявляются диаметрально противоположные требования по представлению документов и свидетелей. Допустим, если в одном регионе в опознании человека участвовать могут только его родственники, то в другом это категорически запрещено.
Правозащитники рассказывают, что далеко не все заявители готовы сообщить сотрудникам ОВМ адрес своего фактического проживания. Среди таких людей много вообще бездомных. А есть те, кто живет у знакомых и родственников, которых могут наказать «за предоставление услуг нелегалам». В результате многие оказываются перед тяжелым выбором: лишиться жилья или отказаться от установления личности и дальнейшей легализации.
Нет и проработанного механизма доступа к процедуре установления личности у лиц, содержащихся в центрах временного содержания (ЦВСИГах). Ситуация усугубляется еще и тем, что в законопроекте об удостоверении лица без гражданства, который уже прошел первое чтение в Госдуме, появилась норма – барьер для тех, кто обращается за установлением личности. В проект включили «право прорабатывать вопрос о возможности передачи гражданина иностранному государству», что приведет к отказу от легализации многих граждан, которые побоятся сразу же после документирования быть выдворенными властями.
Общественники напоминают, что проходить процедуру установления личности сегодня должны как лица без единого документа, так и те, у кого срок действия паспорта истек буквально вчера. Для таких случаев, убеждены эксперты, способы и сроки установления личности должны отличаться: зачем проводить полноценную трехмесячную процедуру установления личности с опознанием свидетелями в отношении тех, у кого есть просроченное удостоверение личности? Также они уверены, что в законе не хватает еще и указаний, как именно устанавливать личность в сложных случаях, когда нет документов, нет дактилоскопической информации, нет свидетелей. Правозащитники рассказали «НГ» о случаях, когда в заключении говорилось «о невозможности установления личности». Такая формулировка обрекает людей на пожизненное существование вне закона.
Претензии есть и к процедуре определения гражданской принадлежности. Допустим, если раньше миграционные органы сами направляли в компетентные органы других стран, то теперь «все чаще в низовых звеньях нелегалов посылают в консульские учреждения». Порой приходят ответы, что определить гражданскую принадлежность не удалось. Ранее хотя бы действовал крайний срок ожидания ответа из-за границы – три-шесть месяцев, но в настоящее время соотечественникам порой приходится ждать годами хоть какой-то определенности.
комментарии(0)