Акцию за отставку губернатора Сахалина непросто провести и по действующему закону о митингах. Фото с сайта www.sibreal.org
Проект «ОВД-Инфо» и Московская Хельсинкская группа объявили о сборе подписей под требованием не допустить изменений закона о митингах, направленного на непропорциональное ограничение свободы собраний. Многие из поправок конфликтуют с законами, решениями Конституционного (КС) и Верховного (ВС) судов. В условиях правового абсурда уличная активность опасна. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) за 20 лет работы по жалобам из РФ назначил почти миллион евро компенсаций за нарушения властями свободы собраний.
В обосновании о сборе подписей отмечается, что поправки к закону о митингах, которые Госдума приняла в первом чтении, «добьют свободу собраний в стране». Это приведет к росту жалоб в КС, ВС и ЕСПЧ.
Кстати, подсчитано, что с момента распространения юрисдикции Страсбурга на РФ, то есть с 1998 года, к началу 2020-го ЕСПЧ признал нарушение властями свободы собраний в 45 делах. Суммарный размер наложенных компенсаций уже составил свыше 900 тыс. евро, или более 81 млн руб. При этом только за 2020 год вынесено не менее 19 решений, еще 9 – ожидаются, а значит, суммы затрат из бюджета возрастут.
Что касается самих законодательных новаций, то они «не соответствуют и принципу правовой определенности, детально разработанному в практике КС РФ». Например, в них используются неопределенные понятия, а это ставит под сомнение адекватность правоприменения. В юридическом обзоре «ОВД-инфо» отмечается, что процедура согласования любых массовых акций «станет менее сбалансированной» и еще более похожей на получение разрешений от властей. Согласно европейской конвенции, право на свободу собраний включает в себя возможность выбирать его время, место и способ проведения. В поправках же организаторам акций ставится ультиматум: или согласиться на предложенное изменение места, времени и формата, что «зачастую не основано на законе», или совсем отказаться от мероприятия.
Законодатели не обосновали и необходимость ужесточать ответственность за неповиновение распоряжениям сотрудников полиции (ст. 19. 3 КоАП РФ). Наличие «потенциальной» опасности и «возможных» негативных последствий не выглядит убедительным аргументом. При этом серьезное повышение минимального порога штрафа «позволяет властям не принимать во внимание конкретные обстоятельства дела и тяжесть правонарушения». Между тем еще в 2013 году КС признал неконституционным отсутствие возможности «назначить наказание ниже низшего предела установленной санкции», чтобы «наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя». Законодатель в новой ч. 9 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрел наказание в виде обязательных работ, что опять же плохо согласуется с еще одной позицией КС о неконституционности их назначения только лишь за формальные нарушения порядка проведения публичных мероприятий. Но опасность в расширении количества составов в ст. 20.2 КоАП прежде всего в том, что это позволит «распространить на случаи неоднократного совершения подобных правонарушений действие ст. 212.1 УК РФ». Это пресловутая «дадинская статья», по которой предусмотрено до пяти лет лишения свободы.
Другой законопроект требует от организаторов митинга указывать счет для сбора денег на проведение акции, при этом поступления из-за рубежа, а также от иноагентов запрещены. Однако большинство акций не требуют финансирования, утверждает «ОВД-инфо», а потому «актуальность этих новаций вызывает сомнения». Но опять же ограничения противоречат позиции КС от 2014 года, в которой говорится, что «получение российскими НКО иностранного финансирования не может ставить под сомнение их лояльность по отношению к своему государству». То есть законодательная конструкция «иностранный агент» сама по себе якобы не влияет на формирование отрицательного отношения к осуществляемой такими организациями деятельности, в том числе политической. При этом регулирование порядка «сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия» – беспрецедентное решение, не имеющее аналогов в других странах, входящих в Совет Европы или ОБСЕ. Крайне неопределенно в этом законопроекте сформулировано и требование о предоставлении властям реквизитов банковского счета, используемого для сбора денег. Оно не дает ответов на множество вопросов: «Что делать при отсутствии банковских счетов? Требуется ли заводить новый счет или можно пользоваться основным? Нужно ли прикладывать имеющиеся счета? Компенсируются ли расходы, сопряженные с заведением счета?»
Отдельно разобрано новое требование к СМИ – журналистов обяжут носить на митингах опознавательные знаки гособразца и смогут задерживать «для проверки правильного ношения» этих знаков. То есть силовики получают законную возможность нейтрализовать прессу на несколько часов якобы для выяснения правомерности использования такого знака.
комментарии(0)