Алексей Навальный в российских судах не был уже давно. Фото Reuters
Группа встречи Алексея Навального в Facebook собрала уже 6 тыс. участников, из которых полторы тысячи готовы 17 января выехать в аэропорт Внуково. Адвокат оппозиционера Вадим Кобзев не исключил, что оперативное задержание бывшего «берлинского пациента» вполне возможно, но отказался гадать, как это отразится на планах клиента.
«Я не могу сказать, что мы этого ожидаем, но его действительно могут задержать в аэропорту», – сказал Кобзев. Но тут же уточнил, что после задержания Навального все равно должны будут отпустить, поскольку никакой меры пресечения у него нет.
Кобзев также не стал рассуждать о том, повлияют ли на планы Навального обстоятельств вроде объявления его в розыск. Столичное управление ФСИН 14 января уточнило свою позицию.
Как утверждают в ведомстве, оппозиционер – это злостный нарушитель режима, но тюремщики раньше относились к нему по-доброму. Например, только предупреждали его о том, что он все время пропускает сроки отмечания в уголовно-исполнительной инспекции. Но теперь ФСИН будет настаивать на наказании условно осужденного Навального. Более того, заявили в ведомстве, оно «обязано предпринять все действия по задержанию нарушителя до решения суда о замене условного срока на реальный».
Если посмотреть Уголовно-исполнительный кодекс, то там ничего о долгосрочном задержании нарушителей не говорится. А в случае с Навальным оно получился слишком длительным, ведь суд по иску ФСИН назначен только на 29 января. Впрочем, сдвинуть рассмотрение на процессуально приемлемую дату власти ничто не помешает. Точно так же, как принять через суд наиболее удобное для себя решение по «российскому плену» оппозиционера. По мнению «НГ», Навального ожидает «коммуникативное обнуление» в виде или домашнего ареста, или введения для него определенных ограничений. Короче говоря, его отрежут от сторонников и сети штабов, а значит, и от будущей выборной кампании.
Эксперты, опрошенные «НГ», смотрят на ситуацию примерно под тем же углом. Адвокат Вячеслав Голенев отметил, что «в сравнимых обстоятельствах большая вероятность задержания непосредственно после приземления на территорию РФ». «Говоря же о ситуации с нарушением режима и ограничений, установленных обвинительным приговором суда с условным сроком, ФСИН в подавляющем большинстве случаев выходит в суд с ходатайством о замене условного срока реальным», – пояснил эксперт. И хотя с точки зрения закона медицинские противопоказания должны в той или иной мере препятствовать реальному лишению свободы или не влечь заключения под стражу, «на практике система значительно жестче реагирует на нарушения, чем даже это может быть заложено по политико-правовым соображениям в сам закон».
Глава AVG Company Алексей Гавришев отметил, что с точки зрения закона и здравого смысла действия Навального, а точнее, его бездействие, выразившееся в неявке для проставления отметок в органах исполнения наказания, были обоснованы уважительной причиной – болезнью и прохождением длительного лечения. «Таким образом, Навальный по-хорошему должен предоставить в суд справку о болезни, надлежащим образом переведенную на русский язык, заверенную нотариусом и апостилем. Тогда формально объективных оснований для продления ему испытательного срока или отмены условного осуждения не будет», – пояснил эксперт. Но не стоит забывать, добавил он, что выезд Навального в Германию был одобрен лично главой государства, а поэтому «вероятность, что суд не сочтет причину уважительной, утопична». Но если в политическом плане все-таки стоят иные задачи, то не исключено, что сторона обвинения будет ссылаться на то обстоятельство, что Навальный давно мог вернуться, но почему-то этого не сделал. «Но лично я сомневаюсь, что подобная инициатива будет реализована, поскольку дело исключительно политизировано и способ давления на него, а также способ реализации прав будут решаться в первую очередь политтехнологами», – подчеркнул Гавришев
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Сажать Навального скорее всего никто не хочет, зато есть стремление его ограничить. Прослыть людоедами, иметь проблемы с Западом, да и внутри страны подстегивать разговоры о «кровавом режиме» в преддверии выборов – это не в интересах АП. Идеальным в понимании власти решением проблемы было бы посадить Навального под домашний арест, без интернета и телефона, а там уже и выборы пройдут». В общем, по мнению эксперта, операция 17 января будет такая: «Препроводить Навального до дома и там оставить».
Перспективы Навального обсуждали и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «На странице мероприятия «Встречаем Навального» в Фб на текущий момент 1,5 тысячи человек обещали явиться в аэропорт. Фактически это анонс акции протеста против задержания Навального. Остается лишь посочувствовать авиапассажирам, которым предстоит в том или ином направлении проходить аэропорт Внуково вечером в воскресенье: проблемы им гарантированы», - полагает «Мейстер».«Безусловно, можно задаться вопросом о том, чем занимались сотрудники ФСИН все это время, почему они так спокойно реагировали на нарушение Навальным условий испытательного срока. Однако эти вопросы никак не касаются самой ситуации, описанной в релизе. С тех, кто не обращал внимание на свои служебные обязанности, обязательно нужно спросить», - отмечают авторы «Бойлерной» . «В спорах о возможном задержании Навального следует учесть основополагающий принцип права: законы должны соблюдаться. Даже если какой-то конкретный закон плох, он должен исполняться, потому что несоблюдение закона хуже всего - оно означает отсутствие всей системы права», - уверены авторы канала «Мюсли вслух» ( https://t.me/mysly ) .
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем канале пишет, что юристы уверяют его: «Навального могут задержать до 48 часов, и в течение этого времени выйти с ходатайством об аресте на 30 суток до рассмотрения вопрос о нарушении по существу».
комментарии(0)