Питерские митингующие намерены стартовать к Смольному с Дворцовой площади. Фото Reuters
Соратники Алексея Навального уверены, что намерение Мособлсуда 28 января рассмотреть апелляцию на задержание оппозиционера – это реакция на предстоящие воскресные акции. Штабы Навального уже опубликовали данные более чем по 70 городам. Налицо радикализация протестов – для них выбраны места рядом со зданиями администраций. Эксперты отметили, что у власти имеются два сценария: как бы «технически» освободить Навального – а значит, смешать планы несогласных, либо подтвердить его арест, а митинги подавить. Ситуация, похоже, начала разворачиваться по второму варианту.
Вечером 27 января начались обыски у соратников Алексея Навального и в офисах связанных с ним структур. Полиция в том числе пришла и в квартиру, где находилась жена Алексея – Юлия Навальная.
Ближайших сотрудников оппозиционера для присутствия при обысках пришлось «технически» выпускать из спецприемников.
Полицейские мероприятия проводились в рамках «дела о заражении ковидом» участников столичной акции 23 января. По уже сложившейся традиции ломались двери, изымалась техника, адвокатов придерживали на входе.
Между тем 28 января Мособлсуд по-прежнему намерен рассмотреть жалобу на решение Химкинского горсуда о задержании Навального на 30 суток в преддверии судебного процесса по иску ФСИН о замене условного срока на реальный. Данное заседание так и осталось намеченным на 2 февраля. Московские навальнисты будут протестовать в этот день у здания суда, но основные акции запланированы на 31 января. В блоге «Команда Навального» указывается, что апелляция 28.01 – это «какая-то реакция на протесты 23 января. Юристы подтверждают: это очень необычно, случается, что такие апелляции назначают даже уже после основного суда».
Координатор региональных штабов Навального Леонид Волков отметил, что рассмотрение апелляции было назначено «совершенно внезапно»: «Что-то задвигалось. Пока очень сложно сказать, что все это означает. Это какая-то кремлевская игра, давайте не будем на нее слишком много обращать внимания. У нас есть наш план: 31 января, 12 часов, во всех российских городах. Но факт, что реакция на субботние митинги 23 января есть, и не только по линии нового запугивания, а и еще какая-то: скоро увидим, какая».
Что касается предстоящих в воскресенье акций, то на карте штабов Навального уже более 70 городов. 23-го числа их было более 170, однако теперь повышен градус радикализации. Практически везде должны пройти демонстрации, конечным пунктом которых обозначены здания мэрий, региональных правительств и администраций губернаторов. В Петербурге несогласные хотят пройти по всему Невскому проспекту до Смольного, а в Москве планка поднята до упора – местами сбора объявлены Лубянка и Старая площадь.
Похоже, власть сейчас оказалась перед стратегической развилкой: или как бы отпустить Навального 28 января, чтобы на митинги пришло мало народу, или оставить его под арестом, возбудить его сторонников и применить жесткие методы для их разгона. Тактический выбор придется делать уже в ходе акций – допускать прогулки митингующих по городу, как 23 января в Москве, либо блокировать всех еще на подходах. Мнения опрошенных «НГ» экспертов не совпали.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Очевидно, что Навального не отпустят. Вопрос «уступить или наказать» даже не стоит. И Навального не отпустят, и места митингов будут заранее перекрыты». По его ощущениям, народу 31 января в любом случае придет меньше. «Прогулок, как на Пушкинской, никто не допустит. В этой ситуации есть вероятность, что власть готова идти на столкновения», – подчеркнул он. Между тем для самих оппозиционеров количество пришедших станет ключевым моментом. Но больше для имиджа, потому что судьба Навального, уверен эксперт, была определена с момента его прибытия в Россию. То есть, по мнению Макаркина, власть вовсе не опасается, что продолжение ареста Навального подстегнет явку на митинги, а вот если его отпустят, то «для субкультуры это может стать приятной неожиданностью и подстегнет энтузиазм». Но вот оставление его под арестом до самой думской кампании несет в себе риск: оппозиционер все больше будет выглядеть как жертва, и для части общества и вовсе героем. Стало быть рекомендациям Навального и его команды избиратели будут следовать в ходе протестного голосования.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Есть ястребы – сторонники жесткого реагирования, а есть прагматики – сторонники гибкой линии. Охранители хотят засадить Навального всерьез и надолго». По его мнению, самым логичным было бы отправить Навального под домашний арест, чтобы выпустить после парламентских выборов – и это, возможно, будет сделано 2 февраля. Хотя Калачев, конечно, не исключил отправку оппозиционера в колонию. «Насколько власть способна к разумным, хотя и парадоксальным решениям? Что будет 28 января, сказать сложно, можно подбросить монетку и спрогнозировать любой исход. Долгосрочные и краткосрочные решения зависят от того, кто будет более убедительным в общении с президентом», – подчеркнул эксперт. По его словам, власть в любом случае будет исходить из политической целесообразности, хотя бывает и так, что «эмоции берут верх над очевидными выгодами, а тем более – неочевидными, которые часто возникают от того или иного решения».
С одной стороны, отпустить Навального сейчас для власти выгодно тем, что это явно снизит накал мероприятия, уменьшит количество протестующих. С другой стороны, демонстративное оставление оппозиционера под арестом покажет, что власть не готова идти на уступки, что даст возможность силовикам еще раз пугнуть общество. «Прагматики во власти беспокоятся за будущие выборы и просчитывают последствия, а силовики действуют тактически, им выборы не проводить, им надо продемонстрировать лояльность и работоспособность по первому требованию власти», – заметил Калачев. Так что вариант, когда Навальный остается под арестом, а власть идет на обострение, более чем вероятен. Однако драматургия протестов 23 января 31-го не повторится: Лубянка и Старая площадь – это знаковые для власти места. Но уход в жесткую линию чреват для власти тем, что думская кампания может делегитимизироваться в глазах граждан, а это новые протесты по ее итогам. «Пока стороны только начали игру, каждая сделала ход, главное не то, что будет сейчас, а чем это все обернется в перспективе», – полагает Калачев.
комментарии(0)