Симоновский райсуд Москвы не захотел рассматривать дело Алексея Навального в своих стенах. Фото РИА Новости
Решение о замене Алексею Навальному условного срока на реальный 2 февраля вынесут на выездном заседании в Мосгорсуде. Возможно, все дело в ожидаемых протестных акциях, хотя навальнисты быстро перенесли место сбора на новую точку. Между тем в Госдуме будет реанимирована ранее отложенная поправка в Уголовный кодекс (УК) о наказании за подчинение зарубежным санкциям против РФ, а главное – за их продвижение. Вторая часть касается именно граждан, так что Навальный с соратниками могут стать ее первыми фигурантами.
Симоновский районный суд рассмотрит иск в отношении Алексея Навального от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на выезде в Московском городском суде, чтобы обеспечить возможность присутствия на заседании большого числа представителей СМИ.
«С учетом числа поступивших в районный суд аккредитаций различных СМИ, с целью обеспечения принципа гласности и открытости судопроизводства, а также исполнения требований о соблюдении социальной дистанции принято решение об организации выездного судебного заседания в здании Московского городского суда», – сообщила информагентствам пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова. Понятно, что в официальном сообщении не могло быть места для ссылок на предполагаемые протестные акции.
Между тем сторонниками Навального они уже были объявлены заранее, так что 1 февраля по всем сетевым ресурсам несогласных лишь прошло уточнение о новом месте сбора. Судя по всему, для навальнистов предстоящее судебное заседание станет точкой отсчета для дальнейшей стратегии действий. Будет либо выбрано продолжение линии «все на защиту Навального», а стало быть, впереди еженедельные выступления. Либо все-таки произойдет отказ от подобия «белорусских протестов» и переход к тематической уличной активности, например предвыборной. Однако вне зависимости от того, как повлияет решение Симоновского райсуда на поведение несогласных, ясно, что правоохранительные органы после событий 31 января охрану Мосгорсуда обеспечат по самой жесткой схеме.
Судя по всему, максимально жесткая перспектива ожидает и самого Навального. Если суд удовлетворит иск ФСИН о переводе условно осужденного на режим реальной отсидки, то оппозиционер скорее всего в колонию уже не поедет. Он останется в СИЗО для проведения с ним необходимых следственных действий по потенциально не ограниченному числу уголовных дел. Например, это дело об отмывании денег Фондом борьбы с коррупцией (ФБК), который сначала был объявлен иноагентом, а теперь подозревается в расхищении собственных средств, заработанных на пожертвованиях. По данному делу конкретных фигурантов нет, однако сам Навальный уже признан подозреваемым по одной из статей о мошенничестве. В перспективе есть еще и ст. 212.1 УК о неоднократном нарушении закона о митингах, а также введенные в УК перед самым Новым годом новые составы.
И наконец, специально под Навального и его соратников в УК может появиться ст. 284.2. У нее длинное и мало что говорящее название, суть же ее в том, чтобы можно было посадить тех, кто, во-первых, соглашается исполнять зарубежные санкции против РФ, а во-вторых, способствует их введению любой информацией или пропагандой. О возобновлении работы над соответствующим законопроектом, который уже был принят в первом чтении в мае 2018 года, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Должно быть очень жесткое наказание за такого рода действия», – заявил Володин, предположив, что в нижней палате этот подход поддержат все партии. Он напомнил, что на днях от имени ФБК в адрес новой администрации США вроде бы как поступил некий список должностных лиц РФ и ведущих бизнесменов, на которых предлагается наложить санкции. По словам Володина, «этот поступок, думаю, осудят все». Скорее всего так и будет, потому что соответствующий законопроект подписан не только самим Володиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, но и множеством депутатов ГД, среди которых лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов.
В новой статье УК за исполнение санкций изначально предполагалась большая ответственность, чем за их продвижение, – четыре года лишения свободы против трех. Теперь можно предполагать, что эти наказания как минимум будут уравнены, но вполне возможно, что последнее из них, трактуемое как некое предательство страны, может быть и усилено. При этом по общему правилу у нововведенного состава преступления вроде бы не может быть обратной силы. То есть Навальный или члены его команды за нечто ранее содеянное не могут быть привлечены к ответственности. Как представляется, с этим проблем не будет, решение можно принимать по аналогии с посадками за репосты. Достаточно будет того, что список санкционируемых чиновников и олигархов находится в Сети, а стало быть, данное преступление – длящееся.
комментарии(0)