Пока на местах изображают, что Навального не существует, федеральное ТВ делает оппозиционеру рекламу за госсчет. Фото «Урал. МБХ медиа»
Объявленные штабом Алексея Навального на 14 февраля протестные акции обошлись без происшествий. Они лишь добавили материала федеральным телеканалам и иным ресурсам госпропаганды, которые сейчас делают из Навального главного противника Кремля в контексте предстоящих выборов в Госдуму. Имидж оппозиционера и его сторонников наполняется негативом: например, официально указывается, что Навальный – это настоящий агент иностранных спецслужб, который в том числе пытается отнять у народа духовную скрепу в виде победы в войне. Логика этих действий такова, что если власть ведет борьбу с этим воплощением враждебного России Запада, то речь идет уже не об успехе какой-то партии, а о судьбе страны. И это должно оправдать любые ограничения и даже репрессии против оппозиции. Однако самих навальнистов до выборов, очевидно, не допустят, то есть риск погореть от своего жупела минимален.
Запланированные в Москве и Петербурге на 14 февраля «цепочки женской солидарности» прошли без принятия к ним мер полицейского воздействия. Хотя вокруг этих акций и появлялись некие негативно настроенные граждане, явно действующие по единому замыслу, силового вмешательства правоохранителей не потребовалось. Информация из тех регионов страны, где 20.00 наступило раньше столичного вечера, также подтвердила, что полиция не стала бегать по дворам за людьми с фонариками.
Впрочем, даже основные ресурсы навальнистов, похоже, были вынуждены отказаться от рассуждений на тему массовости этих акций и их некоего серьезного влияния на ситуацию в стране. При этом указание координатора штабов Навального Леонида Волкова – настойчиво распространять в соцсетях соответствующие фото и видео, конечно, активистами было исполнено. А следовательно, и власть, и ее противники в целом остались при своих. Первая показала, что все-таки может не поддаваться на явные провокации, вторые подтвердили для себя самих свое реноме настоящих несогласных.
И тем самым только добавили материала для госпропаганды, которая в последнее время, похоже, получила по поводу Навального какую-то новую вводную. Это подтверждает прямо-таки пристальное внимание федерального ТВ к судебному процессу, в ходе которого прокуратура пытается доказать вину оппозиционера в деле о клевете на одного из немногих оставшихся в живых ветеранов войны. Телеканалы просто смакуют резкие высказывания Навального в адрес потерпевшего, но поскольку их почти нет, в дело идут любые его нападки на судью, прокурора и свидетелей обвинения.
Очевидно, что происходит накачка имиджа Навального любым пригодным негативом. И если раньше это можно было объяснить попыткой власти устроить кампанию антипиара в связи с расследованием о дворце в Геленджике, то сейчас явно поставлена другая цель. Это, видимо, создание из самого оппозиционера и всей его структуры некоего главного противника Кремля и партии власти в ходе предстоящих выборов в Госдуму.
В Петербурге акция в поддержку супругов Навальных прошла без происшествий. Фото Reuters |
При этом Навальный уже объявлен прямым агентом зарубежных спецслужб, а скоро станет главным гонителем ветеранов, причем с неким нацистским налетом. Потом его и ближайших сторонников засудят как отъявленных мошенников, политических совратителей несовершеннолетних и злостных ковид-диссидентов. Но главное, что все это будет названо олицетворением враждебных планов Запада против нашей страны, которую тот намерен сдержать в ее поступательном развитии. То есть синдром осажденной крепости может быть укреплен на новом уровне – мол, неприятель уже даже не у ворот, а проник внутрь.
Многие эксперты ранее обращали внимание, что рекламная кампания Навального за госсчет может обернуться к власти обратным концом. Однако, похоже, Кремль это не сильно беспокоит. Во-первых, социология вроде бы как показывает, что антирейтинг оппозиционера остается огромным, а количество его почитателей едва-едва растет. Во-вторых, Навальный уже попал под каток репрессивной машины, а значит, он полностью контролируется. В-третьих, никакая политическая сила под именем Навального, очевидно, на выборы допущена не будет.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает: «Власти поняли, что изолировать Навального не получилось, есть резонанс от его действий, поэтому решили раскрыть его подноготную, показать его деятельность на разрушение политической системы России. Риск от такой раскрутки есть всегда, конечно, сторонники Навального попытаются перевести его антирейтинг в поддержку». Эксперт отметил, что все-таки ЕР скорее реализует тактику реальных дел, хотя в перспективе может и использовать фактор Навального в предвыборной риторике. Однако, по его мнению, «это использование даже в тактических предвыборных целях было бы ошибкой для ЕР, ведь таким образом Навальный из собирательного образа, который он представляет сейчас, становится фактором политической жизни, а этого нет».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ»: «Конечно, из Навального делают жупел, тема «Навальный – западный агент» вытекает из конфронтации с Западом, отсюда и поиск зарубежного следа. Это происходит потому, что власти понимают, что замалчивать феномен Навального уже не удастся, поэтому решили его демонизировать насколько возможно, то есть перевести его узнаваемость в антирейтинг. Это задача не только комфортного входа в кампанию, но и на будущее». Так что власть пытается представить оппозицию как большее из зол, призывает проголосовать за себя как за меньшее. Но такая навязчивая пропаганда может дать обратный эффект, возрастет нежелание поверить в официальную трактовку. «Более эффективным со стороны власти было бы одновременно с принижением Навального повышать доверие к себе, например, принимать популярные имиджевые и экономические решения», - заметил эксперт. Дескать, «тема осажденной крепости работает, но даже в крепости можно либо уморить всех голодом, либо раздать людям зерно».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что из Навального сделали образ внутреннего врага, основываясь на трех китах: западный агент, обидел ветерана, втягивает несовершеннолетних в политику. Образ врага рассчитан не только на предвыборную кампанию, хотя в перспективе и на нее. Эксперт напомнил, что в схожих интонациях противостояния Западу проходила парламентская кампания 2003 года, но тогда она была еще и антиолигархической в связи с посадкой Михаила Ходорковского. И это тогда сработало, либеральные партии СПС и «Яблоко» впервые не прошли в Госдуму, а ЕР впервые набрала большинство. Но Макаркин сомневается, что сейчас подобная кампания будет активно поддержана – ведь запрос на договоренности с Западом силен в обществе, он есть даже среди путинского большинства, правда, с оговоркой «на выгодных для нас условиях». Кроме того, сейчас в отличие от 2003 и 2016 годов большую роль на выборах все-таки играют социально-экономические проблемы, так что на внутренних и внешних врагах вряд ли удастся обеспечить триумф ЕР на выборах. «Однако сейчас созрела почва для протеста, а вывести народ на новую Поклонную не представляется возможным, вот и создается образ внутреннего врага в виде Навального. И власти это удалось: по опросам Левада-Центра (признан в РФ иностранным агентом), московские протесты 2019 года, которые называли элитными и столичными, вызывали больше симпатий, чем нынешний», – пояснил Макаркин. Между тем, по его мнению, такая позиция власти несет определенные риски, ведь это еще больший поколенческий разрыв, а также расхождение между интернет – и телевизионной аудиториями. Кроме того, доверие к Навальному благодаря раздуванию на рекордном уровне 5%, его фигура масштабируется. «Это очень много для Навального, но это все-таки меньшинство. Поэтому во время кампании в Госдуму наверняка будет использована тема внутренних и внешних врагов. Это не позволит, конечно, взять триумфальную победу ЕР, но позволит удержать своих, тех, кто оставался с Путиным и ЕР. В основном же люди будут смотреть на то, что власти могут еще предложить и сказать помимо Навального», – отметил Макаркин.
комментарии(0)