На фото глава комитета ГД по регламенту и контролю Ольга Савастьянова во время пленарного заседания 16 февраля 2021 года. Фото сайта duma.gov.ru
Как и предполагала «НГ», Госдума 16 февраля одобрила законопроект, который устанавливает, что с начала выборной кампании любого уровня правила изготовления, распространения и использовании агитматериалов распространяются и на все сетевые ресурсы. Эти правила просты: первое – без разрешения избиркомов никакая агитация не считается законной, второе – для получения разрешения необходимо соблюсти длинный список требований. И главное из них – это оплата материала из фонда кандидата или партии. В документе нет ни слова о том, что новая норма не будет действовать в отношении неопределенного круга лиц. Это означает, что власть дает людям очевидный сигнал: сидите себе в соцсетях, а в политику лезть не надо. Кто намека не поймет, того ждут блокировки и существенные штрафы.
На заседании Госдумы депутаты от «Единой России», отвечавшие за введение запрета незаконной предвыборной агитации в интернете, старались сохранять «покерфейс» даже при произнесении совсем уже сомнительных заявлений. Напомним, что в ходе первого чтения 23 декабря единороссы несколько путались в высказываниях именно по ключевому вопросу – распространяются ли новации на широкие массы интернет-пользователей (см. «НГ» от 14. 02. 21).
Ко второму чтению думское большинство подготовилось: глава комитета ГД по регламенту и контролю Ольга Савастьянова категорически опровергла связь между вводимыми изменениями и свободой высказываний гражданами своего мнения в собственных сетевых ресурсах. Формат отрицания был выбран такой: мол, оппозиция, которая кричит о неизбежном нарушении прав граждан и даже о преследованиях за мнения, за суть законопроекта просто выдает свое представление о его будущем правоприменении. Между тем, суть совсем другая: она, дескать, в том, чтобы в ходе выборов действовали общие требования к агитпродукции. При этом никаких новых обременений как бы даже и не вводится.
Регламент думской дискуссии выстроен так хитро, что по-настоящему обмена аргументами не происходит. Поэтому и вполне обоснованные доводы оппозиции большинство обычно отвергает в стиле «я начальник – ты дурак». В этом русле и находятся заявления Савастьяновой о неправомерности критики закона через негативный прогноз его применения. Однако именно таким подходом должны руководствоваться по-настоящему мудрые законодатели. Конечно, к тем, кто отвечает за принятие подкинутых в Госдуму инициатив, это отношения не имеет, но, тем не менее, для юридической чистоты отметим: ст. 48 закона об основных гарантиях избирательных прав прямо включает обычных граждан в число субъектов предвыборной агитации. «Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, – указано в самом начале статьи. Это означает, что нижеследующие требования, если нет специального уточнения, действуют и для всех граждан, обладающих активным избирательным правом.
Кстати, в этой статье как раз и сделана поправка о том, что речь идет об «изготовлении и распространении» агитматериалов, в том числе и в интернете. Сюда же добавляется новый пункт – ЦИК РФ, с учетом нынешней модернизации закона, может установить «особенности» реализации права на агитацию. При этом в ст. 56 того же закона об основных гарантиях, где тоже теперь есть указание на особое внимание к интернету, прямо поминаются и сообщения в соцсетях для широкого доступа, и выступления граждан на митингах. Сама статья носит название «Ограничения при проведении предвыборной агитации».
Тот факт, что единороссы пытаются умолчать об истинном характере своих поправок, прямо подтверждает еще один законопроект – об увеличении размеров штрафов за незаконные предвыборные материалы. Когда, скажем, коммунисты предложили не устанавливать для граждан наказание от 5 тыс. до 20 тыс. руб., а оставить нынешние тысячу-полторы, то депутат ГД от ЕР Николай Брыкин не нашел на это другого ответа, кроме такого: дескать, концепция как раз и предполагает значительное повышение штрафов. Есть еще и косвенное подтверждение того, что российским пользователям интернета власть на самом деле строго не рекомендует лезть в политику без особого на то позволения. Например, в законе, также принятым Госдумой 16 февраля, – о наказании за неуведомление о распространении информации, подготовленной иноагентами, четко указывается, что норма касается только СМИ и их сетевых ресурсов. Казалось бы, проще простого было сделать то же самое и в законопроекте о регулировании интернет-агитации.
комментарии(0)