Иностранцы при въезде в РФ учитываются поголовно. Фото агентства «Москва»
МВД может пересмотреть законодательство о регистрации граждан в сторону смягчения. Это должно прекратить выталкивание в нелегальное поле тех приезжих, кто не в состоянии преодолеть бюрократических заслонов. Эксперты считают, что если сейчас законы этому способствуют, то они противоречат цели своего принятия. Например, контролировать пребывание иностранцев в РФ. При этом проблемы возникают и у меняющих место жительство россиян. Чиновники совсем перепутали миграционный и регистрационный учеты. Прежде уведомительные процедуры превращены в разрешительные, а институт регистрации – в аналог советской прописки.
На заседании экспертно-консультативного совета при Главном управлении МВД РФ по вопросам миграции (ГУВМ) 11 марта предполагается обсудить новые миграционные законы. В самом ведомстве аккуратно говорят о намерении скорректировать нормы о регистрации как российских, так и иностранных граждан (ИГ). Вместе с тем в ГУВМ подчеркивают, что одной из его главных задач по-прежнему остается контроль над приезжими в Россию.
В преддверии этого заседания прошел круглый стол, организованный Форумом переселенческих организаций в рамках проекта «Право на Родину», на который выделен президентский грант. Мероприятие проводилось совместно с Институтом стран СНГ при участии представителей Совета по правам человека при президенте РФ и региональных омбудсменов. Круглый стол обратился к проблемам регистрационного учета в целом. «ГУВМ изучает пути совершенствования законодательства по регистрации граждан РФ и ИГ и изменении практики в регионах», – отметили правозащитники.
Они ссылаются на идущий в администрацию президента поток обращений от людей по вопросам регистрации, который показывает, что ситуацию нужно в корне менять. Институт регистрации не исполняет своей функции: эксперты, например, указали на «невозможность найти человека по месту регистрации», ведь зачастую реальный адрес не совпадает с официальным. Что же касается мигрантов, то подавляющая их часть не может получить регистрации или хотя бы купить, а потому вообще не становится на учет. То есть «государственная цель – знать, кто где живет, – не достигается».
Регистрация из простой уведомительной процедуры «превратилась в советскую прописку», считает правозащитница из Калуги Татьяна Котляр. Так что люди вынуждены покупать фиктивную регистрацию, а иначе они будут поражены в правах: «без прописки» не получить пособий, трудно устроиться на работу, пожилым гражданам, получившим российские паспорта, отказывают в назначении пенсии.
«Как это ни парадоксально, но процедура регистрации россиян намного сложнее миграционного учета иностранцев», – заявил руководитель проекта «Право на Родину» Евгений Бобров. С другой стороны, подчеркнул он, преамбула самого закона «О миграционном учете» содержит абсурдное положение о том, что этот учет является «одной из форм государственного регулирования миграционных процессов». По его мнению, «никакой учет не может ничего регулировать». Бобров предложил отвязать регистрацию от жилищных прав – законности вселения, согласий от других жильцов, норматива площади, чтобы она стала возможной по заявлению любого проживающего лица. При этом следовало бы установить возможность регистрации в любом помещении, а необязательно жилом, например, по фактическому адресу работодателя. И вообще, необходимо «отвязать миграционный учет от регулирования миграционных процессов и от законности пребывания иностранцев в РФ».
Руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов АНО «Научный центр евразийской интеграции и сотрудничества» Вячеслав Поставнин заявил об огромных масштабах фиктивной регистрации. Например, 80% сегодняшних сведений о регистрации ИГ – это липа, подчеркнул бывший замглавы ФМС, или следствие коррупционного взаимодействия приезжих с чиновниками. Эксперт напомнил, что уже есть новый закон о порядке пребывания ИГ, где говорится об уведомительном характере мигручета и электронном формате передачи данных в ГУВМ, однако пока непонятно, как все это сработает на практике. «С учетом того, что принимающая сторона остается, как и необходимость в подписи должностного лица, складывается впечатление, что это лишь косметическая корректировка. И пока сама служба не станет самостоятельной, гражданской, социально-экономической, мы ничего не добьемся», – отметил Поставнин.
При нынешнем устройстве процедуры регистрации теряется достоверность сведений, то есть то, что она и должна была предоставлять госорганам. По словам профессора кафедры демографической и миграционной политики МГИМО Ольги Воробьевой, получаются «совершенно нереалистичные цифры». Опираясь на них, власти, по сути дела, действуют вслепую. А нужно четко разграничить регистрационный и миграционный учет и в дальнейшем не путать эти понятия. Замруководителя Института стран СНГ Александра Докучаева выступила за появление регламентов, которые будут регулировать проверку людей правоохранительными органами, которые сейчас действуют довольно бесцеремонно.
Как напомнила «НГ» эксперт Форума переселенческих организаций Галина Рагозина, после некоторой «оттепели» в 90-е годы, когда было принято решение об уведомительном характере регистраций, в нулевые она стала уведомительно-разрешительный. А с появлением закона о фиктивной регистрации, или «резиновых квартирах», приобрела практически только разрешительный характер. Когда миграцией занялось МВД, начались тотальные проверки по квартирам. И что самое главное – это распространилось на соотечественников, выбравших Россию новой родиной, «а значит, самых преданных ей и стремящихся быть законопослушными граждан». В результате в России резко выросло количество нелегалов, то есть регистрационный учет граждан превратился в их «неучет».
комментарии(0)