Фото Reuters
Сотрудники штаба Алексея Навального в Ярославской области попали под расследование о причинении ущерба в особо крупном размере региональной энергетической компании. Хотя они пока лишь свидетели, обыски в их домах уже прошли, силовики изъяли компьютерную технику. Дело о «краже тока» – это продолжение давления на всю сеть навальнистов, которая, похоже, столкнулась с кадровым голодом. Вакансии в штабах заполняются плохо, например, до сих пор не определены координаторы 6 подразделений из тех 10, которые предполагалось открыть в первую очередь. Таким образом, власти превентивно разваливают оргструктуру будущего «умного голосования» (УМГ).
Ярославский координатор навальнистов Александр Смирнов после обыска в его доме посетил и отделение полиции. Его опрашивали по делу, возбужденному по ст. 165 Уголовного кодекса (УК) «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». В интернете этот кейс уже получил название «дело о краже всего тока». При этом разработка ведется по п. «б» ч. 2 ст. 165 УК, то есть это особо крупный ущерб, за что предусмотрены или принудительные работы на срок до пяти лет, или ограничение свободы до двух лет.
Пока сотрудники ярославского штаба проходят по делу свидетелями, что, конечно, не помешало с утра 31 марта провести обыски и выемки не только в офисе, но и на частных квартирах. Ключевым для расследования, понятно, является именно офис, который навальнисты снимают и добросовестно, по их словам, оплачивают, а потому как-то не очень подробно вникали в проблему взаимоотношений их арендодателя с местной энергетической компанией. Последняя на днях отключила этот объект от электросети, но теперь именно штабу Навального предъявлены израсходованные незаконно сотни киловатт и убытки в 2,5 млн руб. Дело показательно расследуется против неустановленных лиц, что нечасто бывает в тех ситуациях, когда в спор хозяйствующих субъектов вмешиваются правоохранители. Так что вполне можно согласиться с навальнистами в том, что подоплека дела выглядит чисто политической.
Понятно, что местные штабисты именно себя считают главной мишенью весьма абсурдного дела, однако скорее всего это лишь небольшой элемент широкого наступления на всю сеть Навального. Смысл действий правоохранительных органов, понятно, не столько в том, чтобы обязательно доказать реальные или даже придуманные нарушения либо преступления, совершенные оппозиционерами, сколько в том, чтобы через жесткое давление отвадить тех от политической активности. Причем не только в Ярославле, а по всей стране, в чем силовикам, кстати, помогают и сами навальнисты, которые после любого случая своего соприкосновения с полицией разворачивают кампании всеобщей солидарности.
По «делу о краже всего тока», к примеру, проходит и экс-координатор ярославского штаба, которая сейчас живет в Москве. И неважно, отошла она от навальнистов или по-прежнему с ними, потому что получила напоминание о том, что власть все помнит. Все это приводит к тому, что, похоже, находится все меньше желающих устраиваться на работу – пусть даже и неплохо оплачиваемую – в эту оппозиционную структуру. Для этого достаточно просмотреть регулярно обновляемое объявление об имеющихся вакантных позициях разного уровня и ранга, которое расположено в одной из соцсетей. Сразу же бросается в глаза, что не находится координаторов для шести штабов из той десятки, которую планировалось открыть в ближайшее время.
Руководитель сети штабов Навального Леонид Волков еще в начале марта указал, что это будут Ульяновск, Оренбург, Астрахань, Киров, Владимир, Улан-Удэ, Курск, Чита, Петрозаводск и Абакан. Скорее всего их расположение не по алфавиту означало, что важнее степень готовности каждого из этих подразделений. Однако именно в первые три города и разыскиваются координаторы, а также еще в Абакан, Читу и Курск. При этом до сих пор не занято и руководящее кресло в Нижнем Новгороде, где против местного штаба в конце января была устроена настоящая спецоперация. Также региональным филиалам требуются операторы-монтажеры, юристы и журналисты, специализирующиеся на расследованиях, IT- и SMM-менеджеры, сценаристы, электоральные консультанты. С учетом того, что в регулярно обновляемом объявлении число предложений не сокращается, а, наоборот, растет, следует предположить, что кадровый дефицит стал системной проблемой.
Скорее всего именно этого и добивались власти, устраивая перманентное давление на навальнистов. Цель сугубо прагматическая – заранее развалить организационную основу УМГ, а значит, сделать невозможным его масштабное применение в ходе думской кампании. Уже сейчас заметно отставание в планах по развертыванию УМГ – к примеру, ничего не слышно о сериальных расследованиях действующих депутатов от «Единой России», избранных по одномандатным округам. Между тем такие расследования были названы одной из трех составляющих УМГ.
Подрыв фундамента всей навальнистской организации также сократит ее возможности по инициированию акций протеста. А судя по всему, заняться ими придется уже в самое ближайшее время. Вечером 31 марта Навальный написал заявление о голодовке протеста против отказа предоставить ему медицинскую помощь. Поскольку ситуацию вокруг оппозиционера только что обсудили с президентом РФ лидеры Германии и Франции, можно предположить, что начинается очередная политическая кампания.
комментарии(0)