Директор ФСИН Александр Калашников сможет назначить своего человека на место ключевого заместителя. Фото с сайта www.fsin.gov.ru
«НГ» стало известно, что коалиция независимых правозащитников под эгидой Gulagu.net подготовила обращение к Генпрокуратуре с просьбой провести комплексную проверку работы высокопоставленных чиновников во ФСИН. Ранее президент Владимир Путин освободил от должности первого замдиректора тюремного ведомства Анатолия Рудого. Эксперты рассчитывают, что после перестановок на руководящих должностях проблема обращения с заключенными будет взята «на особый контроль».
Письмо было продублировано в Минюст и Европейский комитет по предотвращению пыток Совета Европы. Сами эксперты допускают, что одним из поводов для увольнения Рудого могли стать массовые пытки заключенных в иркутских колониях и СИЗО. Хотя истинные мотивы кадровых перестановок, вероятно, связаны с тем, что директор ФСИН Александр Калашников зачищает руководящий состав под собственных ставленников. И тогда нет гарантии, что пенитенциарная система не станет еще более «силовой»: на место уволенных тюремщиков могут прийти выходцы из ФСБ.
В своем письме правозащитники в очередной раз указали на массовый и системный характер пыток и издевательств над заключенными во многих регионах. Ведомство все это время пытается бороться со злоупотреблениями при помощи точечных мер. Прокуроры закрывают глаза на происходящее, игнорируя жалобы пострадавших, следователи СКР в основном выносят типовые постановления об отказе в возбуждении дел по пыткам, а оперативники ФСИН и их агенты-«разработчики» «бьют и насилуют подследственных с целью склонения их к даче показаний, самооговору, «сотрудничеству», попутно вымогая денежные средства», утверждают авторы обращения.
Сейчас, полагают правозащитники, у ФСИН появился хоть и небольшой, но все же шанс исправить ситуацию. Как рассказал «НГ» руководитель Комитета против коррупции и пыток Gulagu.net Владимир Осечкин, именно Рудый последние восемь лет курировал всю деятельность оперативных служб ФСИН. Он отвечал за процесс этапирования подследственных и осужденных из одного региона в другой «на разработку», контролировал оформление соответствующих нарядов «по оперативным соображениям». «Именно под его контролем в целом ряде региональных ведомственных управлений были созданы пресс-хаты и сформирована агентура из числа осужденных, которые по заданию сотрудников оперативных отделов СИЗО и колоний реализовывали внутрикамерную разработку», – подчеркнул правозащитник. Он напомнил, что на имя чиновника на протяжении пяти лет направлялись десятки жалоб и протестов, но они были проигнорированы. Осечкин, ссылаясь на информацию источников, знакомых с ситуацией, предположил, что за увольнением могут вскоре последовать «многие допросы и следственные действия, последующие расследования и приговоры суда».
В своем обращении эксперты настаивают на проведении ревизии всей деятельности ФСИН и оперативных управлений территориальных органов. В частности, речь идет об аудите распоряжений Рудого за период с 2013 по 2021 год. Аналогичные расследования предлагается начать в отношении начальника Главного оперативного управления ФСИН Евгения Гнедова (есть информация, что его тоже планируют снять с должности, но официального указа, подтверждающего это, пока нет) и главы управления воспитательной работы ФСИН Андрея Шмидко. «Провести проверку всего видеоархива в ГОУ ФСИН и вскрыть факты наличия у указанных выше очевидно недобросовестных руководителей оперативного управления ФСИН целого пакета видеофайлов и материалов о пытках, в том числе о применении насилия в извращенной форме, с целью сбора компромата и шантажа осужденных и подследственных», – требуют авторы письма.
«Много лет назад, когда генерал Анатолий Рудый де-факто возглавил ФСИН (директор ФСИН делегировал большую часть полномочий именно своему первому заместителю, оформил доверенность на подписание документов и десятки раз за год делегировал ему полномочия временно исполняющего обязанности директора службы), он обозначил приоритетом для себя сотрудничество с правозащитниками, – напомнила «НГ» председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова. – Однако все это превратилось в фарс, ему удалось коррумпировать ряд общественников и с лояльными псевдоконтролерами устраивать показательные выезды. Против тех, кто отказался подыгрывать Рудому и становиться ширмой для пресс-хат, генерал ФСИН направлял усилия десятков оперативников, превращая оперативную службу ФСИН в политический сыск. Осторожно надеемся, что после его отставки будет проведен аудит и каждый понесет ответственность за содеянное». Общественники также утверждают, что Рудый на недавнем совещании резко раскритиковал инициативу замдиректора ФСИН Анатолия Якунина о пресечении деятельности представителей оргпреступности в колониях.
Теперь правозащитники рассчитывают, что их ранее «забаненные» идеи будут пересмотрены. Потому они в очередной раз обратились к руководству ведомства с рядом предложений, среди которых – принять «исчерпывающие меры для очищения ФСИН России и территориальных органов ФСИН от лиц с садистскими наклонностями», «пресечь использование и реализацию оперативными службами ФСИН так называемых оперативных комбинаций в отношении следственно-арестованных с целью их дискредитации, «развенчания», шантажа и вербовки с использованием пыток и пресс-хат». И наконец, отменить палочную систему и гонку раскрываемости (страх просесть по сравнению с показателями предыдущего года и получить взыскания толкает многих оперативников учреждений к использованию незаконных методов дознания).
Как пояснил «НГ» полковник Спартак Круглов, экс-заместитель начальника Управления кадров ФСИН России, отставка Анатолия Рудого – «знаковое событие для всей уголовно-исполнительной системы»: «Источники внутри службы говорят, что большинство сотрудников вздохнули с облегчением. У Рудого в системе не было авторитета и был очень высокий антирейтинг, в том числе и потому, что он приложил руку к увольнению многих порядочных людей и профессионалов». При этом, напомнил Круглов, чиновник занимал столь высокий пост, несмотря на то что никогда ранее не руководил ни одним территориальным управлением ФСИН и не имел представления о том, как на самом деле функционируют СИЗО и исправительная колония. «Сейчас очень важно, чтобы на место первого заместителя пришел человек, который имеет успешный опыт прохождения службы и был руководителем регионального управления ФСИН или МВД, знает, как устроена система», – отметил собеседник «НГ».
комментарии(0)