Геннадий Зюганов признался, что ожидал большего от выступления президента. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Заседание Госдумы 22 апреля, как и предполагалось, было устроено для того, чтобы «большая четверка» парламентских партий поклялась в консенсусе по поддержке Послания президента. Поскольку «Единая Россия» объявила о том, что это ее предвыборная программа, КРПФ и ЛДПР оказались в затруднении. Спикеру Госдумы Вячеславу Володину пришлось немного подтолкнуть Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского к принесению присяги. Он успокоил их тем, что ЕР для Владимира Путина не более чем опора.
Госдума приступила к исполнению Послания президента Федеральному собранию. В течение мая-июня законодательная работа должна быть проведена, для чего было необходимо создать политические условия.
Напомним, что Путин 21 апреля высказался за то, чтобы именно все думские партии поддержали предложенные им меры социальной поддержки населения и инфраструктурного развития страны. Он напомнил, что парламент уже показал способность к слаженной работе во время пандемии, так что и предстоящие выборы не могут стать помехой для продолжения этой славной традиции. «Рассчитываю, что такой настрой на конкурентную политическую борьбу, но все-таки настрой, который объединяет нас вокруг общих задач, будет сохраняться», – заявил президент.
И очень кстати оказался час политических заявлений фракций, с которого началось заседание нижней палаты 22 апреля. Первым на трибуну вышел Зюганов, который повторил свой тезис, высказанный накануне: Послание указало верные пути, но они ведут к тактическим целям, а перед Россией встали стратегические вызовы. «Он сделал два шага в нужном направлении с точки зрения социальной политики, в области политической жизни пока топчемся на месте, пытаются закручивать гайки. Если брать социально-экономическую политику, мы отползаем все дальше назад», – подчеркнул Зюганов.
Дальше он приступил к потезисной критике тех или иных инициатив президента, то есть небесполезного, но «терапевтического» подхода. Главный коммунист не обошел вниманием и митинги протеста, которые также состоялись 21 апреля. Он сообщил, что вечером общался с некоторыми молодыми людьми: их недовольство имеет экономические корни. Тут, впрочем, лидер КПРФ как бы опомнился и призвал всем вместе бороться с теми, кто эту молодежь выводит на улицу. Но так и остался не до конца разъясненный намек, кого Зюганов имел в виду: Алексея Навального или действующую власть?
То есть выступление получилось не совсем верноподданническое, а потому Жириновский, вышедший на трибуну следом, завел обычную песнь, что во всех бедах российского государства виноваты коммунисты – как прежние, так и нынешние. Однако и лидер ЛДПР не удержался в рамках дозволенного, потребовав присоединения к России не только части Донбасса, за что высказался Зюганов, но и всей остальной Украины. С тем, понятно, намеком, что напрасно этого не прозвучало в Послании.
Первый вице-спикер Александр Жуков перечислил конкретные даты и этапы реализации Послания, в очередной раз указав, что теперь у ЕР есть четкая предвыборная программа. Видимо, всем более или менее видным единороссам рекомендовано выступать с этим заявлением. А вот лидер «Справедливой России» Сергей Миронов решил в Госдуме 22 апреля не выступать. Судя по всему, ему не хотелось допустить в своей речи даже малейшего намека на нелояльность. Между тем для КПРФ и ЛДПР перехват Послания партией власти создал немалые предвыборные сложности. Например, как можно вести избирательную кампанию против главного соперника, если тот козыряет тем, что должны поддержать и зюгановцы, и жириновцы?
Но попытка лидеров этих партий подписаться под «манежным консенсусом» как бы с условиями была пресечена. Спикер ГД мягко, но настойчиво подтолкнул их к общеполитическому согласию по поводу Послания. Володин, с одной стороны, напомнил об авторитете и победах КПРФ и ЛДПР, но с другой – еще раз подчеркнул, что главный в России – это Путин, стране и народу вообще повезло, что им достался такой президент. То есть прозвучал повтор давнего тезиса «без Путина нет России». Думскую оппозицию спикер, правда, успокоил тем, что описал ЕР как опору Путина, дав понять, что с такой структурой какой-то равной конкурентной борьбы и не может быть.
Таким образом, системной оппозиции, по сути, предложена роль младшего партнера ЕР, но поскольку ту ведет президент, то, следовательно, такая роль не может считаться незначительной. Сам же Володин, очевидно, назначен куратором нового межпартийного консенсуса, что, конечно, низводит прогнозы об ослаблении политических позиций спикера до уровня болтовни пикейных жилетов.
Политические последствия Послания продолжали анализировать и общественно-политические Telegram-каналы. Авторы канала «Мюсли вслух» отмечают наблюдения некоторых аналитиков о том, что глава РФ не упоминал в своей речи Общероссийский народный фронт (ОНФ) «Послание предвыборное. ОНФ по определению не участник выборов. Вот президент о нём и не упоминает. Функционал же ОНФ в самом деле может меняться, но его главная роль, определяющая всё остальное, остаётся неизменной. ОНФ должен стимулировать активность ЕР, не давать партии расслабиться и почить на лаврах. Легко заметить, что с этой задачей ОНФ справляется», - полагают «Мюсли вслух».Авторы «Темника» обращают внимание на новости о том, что представители Совета Федерации уже предложили включить в учебники истории раздел о военно-историческом наследии России. «В Совете Федерации тоже спешат приложить руку к отработке Послания», - отмечает «Темник».
комментарии(0)