Некоторые участники несогласованных уличных протестов стали заранее договариваться об адвокатской помощи. Фото Reuters
В юридическом сообществе развернулась дискуссия о допустимости нахождения адвокатов на митингах по поручению доверителей. Такие ситуации перестают быть экзотикой, а кроме того, работают правозащитные команды, которые готовы представлять интересы любого задержанного. Адвокаты, которые заявляют о готовности выходить на акции для дальнейшей защиты своих доверителей от незаконных действий правоохранителей или необоснованных обвинений в их адрес, рискуют попасть под административную ответственность. То есть их могут привлечь по митинговым статьям КоАП. И такие истории уже случаются.
Например, конкретную ситуацию описал проект «Адвокатская улица». Екатеринбургского адвоката Романа Качанова приговорили к обязательным работам якобы за участие в несанкционированном митинге в поддержку Алексея Навального. Защитник отрицал свою причастность к акции, утверждая, что находился на улице «в целях исполнения адвокатского долга». То есть фиксировал все происходящее для дальнейшей защиты подопечного.
Часть экспертов настаивают на том, что юридическое сопровождение клиента – в том числе нахождение защитника в месте проведения публичного мероприятия – не является участием в нем. По мнению члена Ассоциации юристов России Марии Спиридоновой, в связи с увеличившимся количеством несанкционированных акций все чаще встает вопрос о допустимости присутствия там адвокатов. Она уверена, что сам по себе «факт нахождения на митинге для помощи доверителям не образует состава административного правонарушения». Конечно, при том условии, что юрист держится в стороне. «Адвокату следует оказывать юрпомощь, собирать доказательства всеми не запрещенными законом способами, при этом воздерживаясь от любых провокаций», – подчеркнула Спиридонова. Более того, по ее словам, «оказание квалифицированной и своевременной помощи является долгом лица, обладающего статусом адвоката и имеющего заключенные соглашения о предоставлении юридической помощи».
Как пояснил «НГ» зампред комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов РФ по защите профессиональных прав адвокатов Вадим Клювгант, «конституционная гарантия – право на получение квалифицированной юридической помощи – универсальна, то есть распространяется на каждого и на все виды такой помощи». Это право не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Так что нет причин, по которым квалифицированная юрпомощь не может требоваться и не должна оказываться участникам массовых мероприятий. И не только в случае предъявления к ним претензий, но и при подготовке, организации таких мероприятий и при участии в них. В каких конкретно формах оказывается помощь – предмет договоренности доверителя и адвоката, никого больше это не касается, утверждает Клювгант. «Единственное существующее ограничение – должны быть такие способы защиты прав, которые не запрещены законом», – отметил эксперт. Он уверен, что само по себе обращение к адвокату за такой помощью, в том числе на ранней стадии, в целях анализа и минимизации рисков предстоящих действий – «не повод для изумления и не экзотика, а признак цивилизованного поведения».
Явление не распространенное, но встречающееся, заметила «НГ» адвокат Виолетта Волкова. Она дважды выходила на митинги, сопровождая своего доверителя – оппозиционера Сергея Удальцова: «В акции я участия не принимала – у меня не было плакатов, я не скандировала лозунги, но впоследствии при проверке действий Удальцова следственными органами оценивались и мои действия. При этом было установлено именно обеспечение функций защитника». Она пояснила, что такие действия адвокатов влекут и другие риски, помимо административной ответственности. Самым серьезным является изменение статуса с защитника на свидетеля, потому что если юрист фиксировал происходящее, его могут вызвать на допрос как очевидца нарушения. Это может обернуться отводом от дела. Потому, по ее мнению, от походов на акции защитникам следует воздерживаться.
Депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин подтвердил «НГ», что бывали случаи, когда активисты заранее пытались заручиться сопровождением адвокатов на несанкционированный митинг, то есть еще до задержания. Но сам он называет такие действия «неразумными», поскольку если адвокаты будут подвергать себя такому же риску задержания, то в итоге лишатся возможности оказывать реальную помощь оппозиционерам. Или же нужны поправки к законам либо даже закон о наделении юристов теми же гарантиями, что имеют в ходе митингов представители СМИ и правоохранительных органов. Но выступать с такой инициативой – заведомо провальное дело, считает яблочник, ведь власти всеми путями стараются отодвинуть адвокатов от манифестантов.
С точки зрения Конституции адвокаты, как и обычные граждане, могут собираться мирно и без оружия, участвовать в публичных мероприятиях и «сопровождать на них своих доверителей в целях обеспечения защиты их прав и интересов», – сказал «НГ» управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. В то же время, заметил он, существующие нормативные акты, как и правоприменительная практика, показывают, что участвовать можно лишь в санкционированных митингах. Выход за это ограничение «является административным правонарушением, неоднократное – и вовсе уголовно наказуемым деянием». В нынешней политической обстановке, уверен эксперт, сопровождение доверителя на несогласованный митинг де-факто является «сопровождением для совершения административного правонарушения». А это считается недопустимым с точки зрения адвокатской этики. «В сухом остатке можно сказать, что адвокат может сопровождать своего доверителя на согласованные акции для защиты его интересов. В остальных случаях его действия и благие намерения могут быть расценены неверно», – предупредил Гавришев.
Как сообщила «НГ» адвокат Ирина Калинина, ей приходилось защищать интересы людей, которые просто «попали под замес». И адвокаты в таких случаях не станут исключением, уверена она. Более того, попытка прикрываться статусом на митинге вызовет негативную реакцию коллег: «Можно дискутировать на тему сбора доказательств, но нужно быть реалистом и применять профессиональные знания уже на стадии судебного разбирательства». И руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов напомнил, что полномочия защитника реализуются им с момента не самого участия клиента в публичном мероприятии, а «возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении конкретных лиц». В противном случае функция защитника не реализуется. Однако, по словам эксперта, в адвокатском сообществе «отмечают, как усилилась тенденция преследования отдельных адвокатов в связи с оказанием ими юридической помощи по резонансным делам, а также в результате оказания юруслуг организациям с государственным участием».
комментарии(0)