Центризбиркому предстоит разобраться в потоке жалоб на трехдневное голосование. Фото со страницы избирательной комиссии Саратовской области в «ВКонтакте» |
В Саратовской области прошли довыборы депутатов облдумы шестого созыва в Волжском, Калининском, Марксовском и Ершовском одномандатных округах. Избирательные участки работали в течение трех дней. Практически без перерыва 14, 15 и 16 мая поступали многочисленные жалобы на нарушения, наиболее активно вели себя КПРФ, «Яблоко» и движение «Голос».
По сообщению КПРФ, в ночь на 15 мая на всех избирательных участках Маркса отключили видеонаблюдение, что, по мнению коммунистов, является нарушением постановления ЦИКа. Однако территориальная комиссия (ТИК) сочла это «нормальным явлением». Коммунисты уже направили запросы в облизбирком, прокуратуру и ЦИК России. Рассказ о происшествии в Марксе – это часть письма в Центризбирком от депутата Госдумы Ольги Алимовой (КПРФ).
Она заявила, что «многочисленные нарушения на избирательных участках и отсутствие действенных мер по пресечению беззакония со стороны комиссии Саратовской области» вынудили ее обратиться с очередной жалобой к председателю ЦИКа Элле Памфиловой.
Среди прочих нарушений, допущенных уже рядом участковых комиссий (УИК) в избирательном округе Ершовский, – это отсутствие пломб на ящиках для голосования. Дескать, на крышке урны скотчем приклеен небольшой листок бумаги с отметкой «опечатано», но урну можно открыть, даже не трогая указанную отметку. По мнению Алимовой, такой способ опечатывания не способствует сохранности бюллетеней. При этом он сохранялся и после жалоб в облизбирком, который обещал во всем разобраться.
В свою очередь, «Яблоко» объявило, что «начиная с первого дня голосования представители партии в комиссиях разного уровня фиксируют значительные нарушения». При этом яблочники выдвинуты кандидатами в трех из четырех округов. Член бюро «Яблока» Григорий Гришин подчеркнул, что на участках наблюдаются такие нарушения, которые особенно тревожат в контексте многодневного голосования. В частности, он заявил о махинациях с реестрами надомного голосования. Партия собирает жалобы избирателей на включение в надомное голосование без ведома гражданина. А еще на отдельных участках произошли конфликты между наблюдателями от «Яблока» и членами комиссий.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц заявил о якобы разоблаченном вбросе, который был сделан крайне топорно: «Это, конечно, надо додуматься, в ящик с двумя бюллетенями вбросить еще два, пока наблюдатели ненадолго вышли. После привлечения внимания полиции и СМИ урна была опечатана и изолирована от голосования. Как сообщили в областной комиссии, председатель УИК также отстранен от работы. Сразу после этого комиссия аннулировала и переносную урну, где также обнаружилось два лишних бюллетеня».
Однако в саратовском облизбиркоме в целом считают проходящие выборы нормально организованными – и, наоборот, намекают, что именно оппозиция через провокации хотела бы подорвать эту кампанию. «Три дня голосования – это удобство для избирателей. Но это и нагрузка на избирательные комиссии. В сентябре выборы в Госдуму. Партии и мы готовимся к сентябрю, отрабатываются навыки. Поэтому наблюдаем активность. Мы не допустим давления на наши комиссии и выведения их из равновесия», – заявила председатель облизбиркома Ирина Романова, сообщил саратовский портал «news.sarbc.ru». Она также назвала «провокацией» требования к комиссиям «как-то по особому опечатывать урны».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил, что в принципе в Саратовской области всегда была живая политическая жизнь, местами даже скандальная, поэтому оппозиция и, в частности, коммунисты там на выборы жаловалась всегда. «Но сейчас понятно, что в преддверии федеральной кампании происходит обкатка технологий админресурса перед кампанией в Госдуму, сейчас все региональные кампании следует рассматривать в контексте федеральной», – подчеркнул эксперт. Власть также тестирует и оппозицию, чтобы понять, насколько жестко та сможет ответить, если обнаружит нарушения. Калачев напомнил, что имидж выборов для власти остается важным фактором.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает: вряд ли можно говорить о том, что нынешние выборы в Саратовской области – это некая всеобщая модель. «Многое зависит от политических рисков: в одних случаях нарушения вообще ни к чему не приводят, в других – оппозиция лишь поругается, в третьих – народ может выйти на улицы. Именно на этот индикатор делают оглядку власти», – заметил эксперт. То есть там, где риск высокий, будут проводить день голосования почище, в электоральных же султанатах станут действовать без оглядки на общество и оппозицию. И, конечно, в первую очередь риски протестов будут учитываться в мегаполисах и крупных городах, а во вторую очередь – в регионах с демократической традицией вроде Хабаровска. «Но и в этом случае у власти есть целый арсенал для обеспечения результатов, прежде всего это нерегистрация оппозиционных кандидатов. Но тогда возникает угроза протестного голосования за самого сильного кандидата из оставшихся. Поэтому-то общего подхода на думских выборах не будет, но технологии, тестируемые в Саратовской области, конечно, возьмут на вооружение», – пояснил Макаркин.
Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ»: «Нет никаких сомнений в том, что выборы в Саратовской области – это прообраз думских выборов в миниатюре. Для ЕР важно набрать две трети мандатов, а значит, будет опробован весь арсенал. Например, в принципе, не было никакой необходимости проводить выборы в регионе досрочно, они могли пройти одновременно с думскими, но власти нужно было проверить готовность админресурса, а также возможности оппозиции и наблюдателей по мобилизации в постковидной ситуации». По мнению коммуниста, власть также тестирует и реакцию общественности. Похоже, предположил Обухов, из администрации президента спущена установка обеспечивать результат любой ценой, но не провоцировать протесты. Так что скорее всего легитимность выборов или хотя бы ее видимость для власти по-прежнему важна.
комментарии(0)