Неоднократно задержанных на митингах активистов можно быстро переквалифицировать в фигурантов уголовных дел. Фото из Telegram-канала ОВД-инфо
Доклад движения «Голос» под названием «Новые лишенцы»: за что граждан России массово поражают в праве быть избранными на выборах в 2021 году» представляет собой очевидную попытку придать начавшейся кампании самый темный фон – репрессивный. Утверждается, что уже сейчас не менее 9 млн человек не могут выдвигаться кандидатами, но вообще-то их окажется еще больше. Однако пока «Голос» указывает на шестерых оппозиционеров и дает список из 75 потенциальных лишенцев.
Доклад «Голоса» – это пример добротной аналитической проработки не бьющихся между собой статистических данных и умозрительных заключений, результатом которой стал качественный контрпропагандистский продукт. В информационную эпоху именно так и должны действовать оппозиционные силы, оперативно подлавливая власть на ситуациях, о которых та предпочла бы умолчать.
Например, президент РФ Владимир Путин после саммита в Женеве пояснял, что в России борьба идет только с теми оппозиционерами, которые действуют как бы в интересах внешних враждебных сил и на их деньги. Однако из доклада «Голоса» картина складывается иная: речь идет о массовом поражении в правах в силу закона, а не по индивидуальным судебным решениям. Понятную негативную коннотацию представляет собой и сравнение нынешней ситуации с практикой большевиков в 20–30-х годах прошлого века.
В «Голосе» сразу оговаривают, что за скобками остаются такие политики, как Алексей Навальный или Сергей Удальцов, которые давно потеряли возможность реализовать свое пассивное избирательное право. Отсчет операции «Лишенец» эксперты движения ведут с мая 2020 года, когда в выборном законодательстве появилась ссылка на около полусотни уголовных составов. Таким образом, был серьезно расширен так называемый криминальный фильтр – правило, когда осужденный за то или иное преступление не имеет право баллотироваться не только в период действия судимости, но и после нее – 5, 10 или даже 15 лет.
«Подсчитать точное количество граждан, попавших к настоящему моменту под лишение пассивного избирательного права, невозможно», – предупредили в «Голосе», но все-таки привели оценочную цифру – не менее 9 млн человек, или около 8% всех избирателей страны. Скорее всего, отмечается в докладе, таковых окажется «существенно больше»: «Вступление в силу новых «антиэкстремистских» поправок и признание экстремистскими организациями структур сторонников Навального ведут к тому, что под ударом в ближайшее время могут оказаться еще несколько сот тысяч политически активных граждан».
Однако если посмотреть на приводимые в докладе данные, то получается, что как минимум 6 млн лишенцев – из нормы выборного законодательства о запрете выдвигаться кандидатам с иностранным гражданством или видом на жительство в другом государстве. При этом «Голос» ссылается на официальную статистику, указывая одновременно на ее противоречивость. Заметим также, что считать этих людей скопом нельзя хотя бы потому, что какая-то их часть, испугавшись внимания государства, от связей с заграницей отказалась. Впрочем, может быть, и наоборот: по-тихому количество «двойных» граждан РФ только возрастает. Короче говоря, большая часть лишенцев – это непроверяемая категория, то есть это умозрительное заключение.
После выборов 2016-го, поясняется в докладе, в России прошли две ограничительных волны. Первая – это то самое расширение криминального фильтра, вторая – от июня этого года – связана с противодействием «политическим экстремистам», то есть тем, кого Путин на весь мир обвинил в подготовке боевиков с «коктейлями Молотова». Так вот, в результате первой волны под запрет, указывают в «Голосе», попали осужденные за кражу с проникновением – более 1,1 млн за 10 лет, и по «народной» наркотической статье (ст. 228 УК РФ) – с 2010 по 2020 год это примерно 300 тыс. человек. А поскольку криминальный фильтр имеет своего рода обратную силу, то по данным статьям под запрет могут попадать люди, приговоренные еще в 90-х.
«Число осужденных по традиционно «политическим» составам не так велико. Однако именно по ним проходят тысячи политических активистов, участников митингов, волонтеров политических штабов и т.п., то есть наиболее активные в политическом плане граждане страны», – отмечено в докладе. За 10 лет по экстремистским статьям осуждено почти 3,5 тыс. человек, административные же правонарушения типа распространения экстремистских материалов коснулись более чем 4 тыс. человек. Еще 10 тыс. граждан потенциально в зоне риска – это митинговые активисты, которым прямого запрета на участие в выборах нет, но если их многочисленные административки перейдут в иное качество – обвинение по «дадинской» ст. 212.1, то пассивного избирательного права у них уже не будет. Для примера «Голос» приводит дело бывшего столичного мундепа Юлии Галяминой.
Понятно, что увеличение числа лишенцев, по оценкам «Голоса», идет темпами более высокими, чем в советское время, при этом подход применяется схожий: запреты без особых на то оснований устанавливаются в отношении противников правящего режима. И по ходу этого процесса, естественно, позабыты предупреждения Конституционного суда о том, что ограничения возможны, но только соразмерные и обоснованные. «Лишение пассивного избирательного права в России происходит автоматически, действует, безусловно, по максимально установленным срокам и не может быть сокращено. ЕСПЧ считает такое недифференцированное лишение избирательных прав группы лиц несовместимым со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – заключает «Голос».
Однако завершающая часть доклада содержит сведения о шестерых нынешних лишенцах и 75 потенциальных. Среди последних в основном навальнисты и ходорковцы с небольшим вкраплением яблочников и коммунистов.
комментарии(0)