Центризбирком может пожаловаться на УМГ как на незаконную агитацию. Фото с сайта ЦИК РФ
В оппозиции продолжается обсуждение вариантов проведения «умного голосования» (УМГ) и его возможного переосмысления. Хотя навальнисты по-прежнему агитируют регистрироваться на их ресурсах, кампания на земле пока приостановлена. Другие несогласные предлагают подстраховать УМГ от его полной блокировки как экстремистского проявления, а для этого замаскировать нейтральным названием. Однако у навальнистов на первом плане, похоже, стоит задача по дискредитации выборов, так что им чем хуже, тем лучше. Определения вроде «тактического» или «опрокидывающего» голосования для них не подходят, поскольку не являются брендовыми. Так что эксперты не исключают появления к 19 сентября альтернативных систем по организации протестного электората.
Лидер навальнистов Леонид Волков вернулся к политическим эфирам на YouTube – канале «Навальный LIVE» и опять попытался развеять сомнения сторонников в необходимости или даже скорее возможности проведения УМГ. «Нам кажется, зачем играть с шулерами? Вы их глазами посмотрите, насколько им неприятно: прыгай перед избирателями, изображай какие-то процедуры, агитируй, на вопросы отвечай. Люди в состоянии стресса склонны делать ошибки, а мы эти ошибки должны использовать, мы должны этот стресс усиливать.
И УМГ работает ровно таким инструментом, как мы видели уже два года подряд, – весьма и весьма эффективным. Эти ошибки начинают обретать для власти существенную цену, помогут нашей консолидации», – заявил он.
К обсуждению перспектив УМГ подключились и электоральные эксперты. Так, член совета «Голоса» Аркадий Любарев опубликовал в соцсетях заметку «О тактическом и стратегическом голосовании». Он напомнил, что именно такие понятия встречаются в зарубежной литературе – и там они обычно используются в одинаковом значении. «Это голосование не за того, чья политическая платформа тебе ближе, а за того, кто имеет большие шансы на победу – разумеется, из тех, кто приемлем. По сути, это голосование не «за», а «против», – подчеркнул Любарев. Но российское УМГ включает в себя и «голосование исходя из сиюминутных интересов», и «голосование из расчета на перспективу», то есть может быть и тактическим, и стратегическим. А зависеть характер УМГ должен от умно проведенного прогноза, указал эксперт. Любарев решил не указывать имен партий, но из его рассуждений понятно: оппозиция должна решить для себя, что важнее – сиюминутная помощь исключительно КПРФ для сокращения мест «Единой России» либо все-таки перспективная поддержка «Яблока»? Но, правда, лишь для его реанимации с прицелом на следующие выборы. Либо же будет необходимо некое совмещение обоих вариантов исходя из конкретных ситуаций в регионах?
То есть переосмысление ключевого замысла УМГ – опрокидывание ЕР у оппозиционеров идет полным ходом. Судя по всему, готовится некая подстраховка и даже маскировка на случай блокирования всех ресурсов навальнистов в связи с признанием их структур экстремистскими. Напомним, что, скажем, Михаил Ходорковский предлагает свой вариант (см. «НГ» от 03.06.21) – это сайт-агрегатор списка тех кандидатов, «за кого не надо голосовать» из-за позиции по «обнулению президентских сроков». Этот сайт, говорит Ходорковский, сработает на УМГ, однако сами навальнисты явно переключились на задачу по дискредитации выборов, содержательная часть УМГ им уже не так интересна: все равно проводить кампанию не дадут, а ресурсы прикроют. То ли за экстремизм, то ли в качестве незаконной агитации, которую неизбежно выявит в УМГ Центризбирком. Кстати, руководитель екатеринбургского правового центра «Репутация» Андрей Еланцев уже добился вынесения Роскомнадзором решения о блокировке сайта УМГ.
Член совета движения «Голос» Андрей Бузин сказал «НГ», что «поскольку УМГ – проект Навального, а его структуры признаны экстремистскими, то и оно будет признано аналогичным проектом». Поэтому блокировки всех сайтов стоит ожидать, как и преследования тех, кто продвигает этот проект, например, агитирует в соцсетях, делает репосты. Но репрессий против подписчиков УМГ Бузин не ожидает. Эксперт подчеркнул, что поскольку УМГ – это способ выражения протеста, возможность «показать власти фигу в кармане», то даже при всех запретах несистемщики УМГ не бросят. Он предположил, что оппозиция опробует разные названия, но все сведется к тому, что нужно выявлять кандидатов ЕР и администрации президента и голосовать за противоположных.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ», что УМГ предполагает активную информационную поддержку со стороны избирателей. Но если подписчикам вряд ли что-то будет грозить, то вот перепосты в соцсетях делать уже опаснее, согласился он. Да и самих кандидатов, поддержанных УМГ, может коснуться жесткая зачистка. «Пока очевидным образом проект заморожен, и сами навальнисты приостановили его раскрутку до оглашения зарегистрированных списков кандидатов. Власть пока тоже не проявляет былой озабоченности, молчат и провластные эксперты. Но поскольку навальнистские структуры признаны экстремистскими, то и сайты, и само УМГ как инструмент наверняка попытаются заблокировать», – считает эксперт. По мнению Калачева, вряд ли по сайту заведут новое дело об экстремизме, чтобы не тушить пожар керосином, раздувая скандал во время кампании, скорее всего, история будет носить технический характер. Эксперт предположил, что навальнисты готовятся в этом случае признать выборы «недемократическими, нечестными и нетранспарентными», а блокировка УМГ только поможет им в продвижении такой дискредитации. В то же время несистемная оппозиция действительно пытается переосмыслить УМГ: «Наверное, будет даже попытка вернуться к 2011 году, когда кандидаты партии власти стали нерукопожатными». Но, скорее всего, принцип будет такой: за КПРФ голосовать можно, за «Яблоко» – даже нужно. Поэтому высока вероятность того, что оппозиция может свести все к списку «за кого нельзя голосовать».Первый вице-президент Центра политических технологи Алексей Макаркин полагает, что навальнисты и другие оппозиционеры в любом случае будут искать разные варианты – «либо зеркала сайта, либо маскировка УМГ». В ответ власть может применить свои технологии: заводить сайты-двойники УМГ с разными рекомендациями, например, под названием «истинное умное голосование» или «настоящее умное голосование» – и это будет даже эффективнее, чем блокировки. «В информационном мире трудно заблокировать какую-либо информацию», – напомнил Макаркин. По его мнению, оппозиция будет просчитывать варианты действий, поскольку УМГ и любое иное протестное голосование намного эффективнее, чем бойкот. Более того, при полной блокаде УМГ даже может возникнуть несколько конкурирующих оппозиционных проектов с разными названиями и пожеланиями.
комментарии(0)