Команда бывшего столичного навальниста Олега Степанова пока продолжает предвыборную кампанию. Фото со страницы Олега Степанова в Facebook
Избирательная кампания идет по жесткому сценарию. Например, экс-навальниста Олега Степанова, решившего стать самовыдвиженцем по одному из столичных округов, власти не допускают к выборам из-за причастности к экстремизму. Он под домашним арестом по «санитарному делу», при этом формально в отношении него нет положенного по закону решения суда. А КПРФ приглядывается к протестным трендам: московский обком анонсировал «встречу граждан с депутатами» против принудительной вакцинации.
В ресурсах навальнистов 23 июня опубликованы несекретные материалы процесса в Мосгорсуде, который закончился признанием этой оппозиционной силы экстремистской организацией с последующим немедленным запретом на территории РФ.
Всего в этом деле более 20 томов и 5 тыс. листов, значительную его часть составляют некие скриншоты и описания интернет-страниц. Навальнисты считают это доказательством того, что никаких реальных обвинений прокуратура найти не смогла. Скажем, Иван Жданов считает, что единственная формально подходящая тема – это старый ролик о прежних обещаниях «Единой России», который так же давно занесен в официальный перечень экстремистских материалов.
Адвокаты из «Команды 29», впрочем, отмечают, что прямых доказательств распространения данного ролика именно навальнистами так и не было представлено. Точно так же, как и в отношении якобы использования нацистской символики. Как пояснила адвокат Валерия Ветошкина, люди, которые использовали эту символику, на самом деле не были связаны с наказанными за это правонарушение структурами. Напомним, что ранее Мосгорсуд признал иностранных агентов – Фонд борьбы с коррупцией и Фонд защиты прав граждан, а также общественное движение «Штабы Навального» экстремистскими организациями, удовлетворив иск столичной прокуратуры.
Между тем, пока это решение суда обжалуется, оно не вступило в законную силу, так что навальнистам по закону не должно быть препятствий для участия в кампании. Более того, есть отдельная норма, требующая, чтобы причастность любого гражданина к экстремистским организациям была установлена решением суда. Однако экс-координатору московского штаба Степанову окружной избирком уже сейчас не дает начать сбор подписей.
Сам Степанов сообщил, что на поданные еще в субботу документы о желании баллотироваться по округу 201 наконец последовал ответ комиссии – правда, отрицательный. Ему запретили открывать избирательный счет, ссылаясь на то, что это запрещено тем людям, в отношении которых вступило в законную силу решение о сотрудничестве с экстремистской организацией. «Но в отношении меня нет никакого решения о причастности к экстремистской деятельности! Нет, не было и не факт, что будет. Более того, даже решение в отношении ФБК не вступило в законную силу и может не успеть вступить до конца выборов!» – возмутился Степанов. Он считает, что ему таким образом просто сокращают время на сбор подписей. Заметим, что Степанов фигурирует в предварительном списке кандидатов от «Яблока», однако, похоже, он не очень верит, что будет поддержан на съезде партии 3–4 июля. Столичные навальнисты готовятся обратиться в суд и кампанию пока не сворачивают.
Яблочник Александр Кобринский пояснил «НГ», что хотя он не адвокат по этим делам, однако, «судя по описанию обстоятельств, Степанову и впрямь отказали незаконно, это надо обжаловать либо в ЦИКе, либо в суде». Видимо, чисто тактически суд показался более перспективным вариантом: во-первых, по закону сроки обжалования в суде во время кампании сокращены и более строго соблюдаются, чем в избиркомах, во-вторых, в суде больше процессуальных возможностей, например, в части предоставления доказательств, в-третьих, свои решения суд должен более строго юридически обосновывать. Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заметил, что если в деле Степанова все действительно так, то «избирком здесь исполнитель политической воли, идущей сверху». По его мнению, решения судов, вступивших или не вступивших в силу, для избиркомов не более чем формальность: «Там прекрасно понимают, что есть сигнал не допустить несистемщиков, вот и действуют согласно этому сигналу».
Пока навальнисты сопротивляются неформальному подходу к ним, КПРФ начинает свой предвыборный съезд. И именно 23 июня на сайте московского обкома появился анонс протестной акции в форме встречи с депутатами на 26 июня. Название говорящее – «Вакцинация без принуждения!». Отметим, что пока коммунисты выступали против этого только на словах и в виде запросов, например, депутата Госдумы Алексея Куринного в Генпрокуратуру или лидера Всероссийского женского союза «Надежда России» Нины Останиной не только к генпрокурору, но и президенту. Теперь борьба с обязательной вакцинацией начинает перемещаться на улицу, но пока все-таки непонятно, останется ли это чисто региональным трендом или КПРФ развернется с протестами по всей стране.
Кобринский, подчеркнув, что «в отказе от прививок как нигде проявляется недоверие россиян к власти – даже если внешне люди ею довольны и ее поддерживают, в вопросах здоровья они власти банально не верят», заметил, что в такой ситуации коммунисты используют это недоверие для преобразования в протестное голосование. В то же время Куртов подчеркнул, что пока, похоже, «левые просчитывают последствия акции, ведь сейчас каждый день ужесточаются ограничения». Именно поэтому, полагает он, в анонсе и не указаны имена конкретных депутатов, чтобы не подставлять их во время кампании под санкции и преследования. По словам эксперта, сейчас ограничения коснулись граждан Москвы, но уже пять-семь регионов идут по пути столицы, и соответственно коммунисты следят за настроениями избирателей. «Левые понимают, где есть возможность использовать недовольство людей решениями власти себе на благо, поднимать собственную электоральную поддержку. Оппозиции без этого не обойтись, везде, где есть недовольство, оно будет использовано. И хотя пока это история отдельных регионов, дальше все будет зависеть от решений власти», – отметил Куртов.
комментарии(0)