Дефицит присутствия КПРФ на федеральных каналах нужен был, чтобы использовать сэкономленный эфир для серии информационных ударов по партии. Как показал мониторинг третьей недели июля, КПРФ вернулась с последнего из думской четверки места на второе. Она получила почти треть всего времени, в основном заполненного негативными сюжетами вроде исключения из списка Павла Грудинина. Агитационный период на ТВ не стартовал. Левые не могут пожаловаться на черный экран в суд, пока они обращаются к ЦИКу.
Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел «хронометраж партийного телеэфира» с 18 по 24 июля. Прежний телебойкот против КПРФ с 3–5% эфира закончился. Как «НГ» и предсказывала, под коммунистов просто накапливался потенциал для выброса черного пиара (см. «НГ» от 14.06.21).
ЦИПКР – это аналитическая служба Компартии, которая на регулярной основе подсчитывает сюжеты в эфирах телеканалов Первый, «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ, а также «Россия-24», оценивает их содержание, структуру и направленность. В новостных выпусках на этих пяти каналах парламентским партиям было предоставлено 2 ч. 50 мин. 39 сек., это в три раза больше, чем в период с 11 по 17 июля. «Единая Россия» упоминалась в связи с 15 информповодами, ЛДПР – с шестью, «Справедливая Россия – За правду» – с семью, КПРФ – с восемью, то есть левые заняли обычное для них второе место. Коммунистам досталось 50 мин. 28 сек., или 30% эфира. ЕР получила 1 ч. 38 мин. 24 сек., или 57%. На долю ЛДПР пришлось 7% эфира, СРЗП – 6%. Однако ЦИПКР отметил крайне негативный характер большинства материалов, посвященных левым.
В конце июля на коммунистов пролился информационный поток негатива. Источник: ЦИПКР |
Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ», что юрслужба партии уже подготовила две жалобы в ЦИК на неравное освещение в СМИ. Он отметил, что из бойкотируемой в телеэфире партии КПРФ превращается в гонимую. «Дальше будет только жестче – и в отношении положительного образа партии власти, и по негативу в адрес оппозиции. Сейчас ЕР старается перехватить нашу повестку, якобы способствует снижению цен на продукты, эсэры тоже стараются поиграть на этой поляне, а вот Жириновский вынужден строго отрабатывать повестку власти. КПРФ же стараются всеми силами опустить, она будет подвергаться все большему давлению при нынешнем росте протестных настроений», – прогнозирует Обухов. Одновременно он, конечно, заявил, что ЕР и власти это вряд ли поможет, однако ясно, что жесткое модерирование информационной повестки окажет свое влияние на некоторую часть электората.
Член совета движения «Голос» Андрей Бузин напомнил «НГ», что освещение деятельности партий и агитация регулируются двумя разными законами, один из которых действует все время, а другой – только во время выборов. Это закон о гарантиях равного доступа парламентских партий к государственным СМИ и закон об основных гарантиях избирательных прав. Последний, правда, не раскрывает в полной мере права участников кампании, они описаны в законах о каждом уровне выборов. Бузин пояснил, что часть базового закона о гарантиях, касающаяся правил агитации, по сути дела, вступит в силу лишь за 28 дней до даты голосования, то есть, по календарю ЦИКа, с 21 августа, а продлится его действие до 17 сентября. Эксперт отметил, что, когда к концу 90-х годов произошло разделение понятий «агитация» и «информирование», парламентские партии получили приоритет перед остальными. Сюжеты о предвыборных съездах и подаче документов кандидатами считаются информированием, по закону это не имеет отношения к выборам. А вот когда наступит официальный агитпериод в СМИ, то тогда каждый участник выборов сможет жаловаться в суд на негативные сюжеты. И если удастся доказать, что это именно агитация, то тогда можно будет наказать такое СМИ, а если кандидат непосредственно участвовал в издании данного материала, то и его. Это в основном штрафы, для снятия с выборов необходимо, чтобы на черный пиар было потрачено более 5% избирательного фонда. Таких случаев в отношении административных кандидатов не было, заметил Бузин, а СМИ если и наказывали, то преимущественно на муниципальных выборах, иногда региональных. «Это один из важнейших изъянов выборов: агитация под видом информирования. Если партии жалуются на негативную агитацию, особенно не в агитационный период, то тогда, как правило, суды и избиркомы не встают на их сторону, признавая такие сюжеты информированием. Причем законы так написаны, что их можно неоднозначно трактовать, суды обычно встают на сторону административных кандидатов и партий», – сказал Бузин.
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, главное – чтобы было упоминание партий и кандидатов, а какое оно – отрицательное, положительное или нейтральное – это оценочное суждение. «Сейчас коммунисты вписались в повестку, поэтому партии грех жаловаться. Потому что среди тех левых избирателей, которые смотрят ТВ, большинство не доверяют официальной точке зрения, но им важно, чтобы партию упоминали. А колеблющиеся и неопределившиеся, наоборот, симпатизируют гонимым партиям. То есть чем больше КПРФ будет испытывать давления, тем больше будет у них желания поддержать ее на выборах», – заметил эксперт. Что касается особенностей освещения каждой парламентской партии, то это вовсе не случайность: «Есть политический и медиаплан, составленный в администрации президента, у всех партий есть своя повестка, которую они отрабатывают. Так, судя по телесюжетам, ЕР играет на народной повестке, СРЗП будет партией второго выбора, ЛДПР, как всегда, вытягивают Жириновским, а КПРФ пытаются представить большим злом. В любом случае АП заинтересована в прохождении четверки в ГД, вопрос только в том, в каких пропорциях».
комментарии(0)