Гастарбайтерам становится все сложнее оформлять документы на работу в России. Фото Reuters |
Эксперты считают новое законодательство «судьбоносным» для ИГ. Но пока проект принимать нельзя: многие нормы прописаны путано и некорректно. Юристы полагают, что некоторые положения и вовсе выдернули из законодательств других стран, прежде всего Шенгенской зоны, отсюда орфографические ошибки, путаница в терминологии.
В целом проект ужесточает и еще сильнее коммерциализирует законное нахождение мигрантов в РФ. И даже обещанные послабления, такие как отмена разрешения на временное проживание (РВП), нивелируются режимом кратковременного пребывания и ежегодными обязательными медкомиссиями.
Приезжих, по ощущениям экспертов, будто бы загоняют в гетто. Аналогичные нормы, по их словам, были в свое время на закрытых территориях, где проживали заключенные на вольном поселении, в том числе и политические заключенные. И это касается не только трудовых гастарбайтеров, но и наших соотечественников, готовых вернуться на историческую родину.
Как выяснила «НГ», рабочая группа из 20 экспертов Форума переселенческих организаций подготовила более 60 замечаний к законопроекту МВД и предложений по его дальнейшей корректировке. Документ направлен руководителю ведомства Владимиру Колокольцеву. В частности, авторы пишут, что понятие «место жительства» в норме о миграционном учете (МУ) делает такую регистрацию чисто формальной и никак не связывает ее с реальным местонахождением человека. Поэтому «нужно разделить миграционный и регистрационный учеты, отказаться от подмены понятий «место жительства» и «место пребывания» местом регистрации. Крайне расплывчато написаны и условия запрета въезда в РФ, не предусмотрена реабилитация для провинившихся ИГ, основания применения этих санкций могут быть отменены либо заменены штрафом.
В дальнейшем (с позиции МВД) решение о праве постоянного проживания в РФ будет принимать специальная межведомственная комиссия, созданная в каждом субъекте. Но это классический пример «не обусловленной необходимостью коррупциогенной нормы». Сомнительно, что на положительные решения смогут рассчитывать ИГ из числа пенсионеров, малоимущих, больных, бездомных либо в прошлом судимых. В крайне сложном положении окажутся и ЛБГ, не имеющие «государства, готового их принять». Поскольку большинство таких граждан находятся в РФ годами и не могут покинуть ее пределы, логично «предоставить им право на получение статуса постоянного пребывания в упрощенном порядке», что означает для них возможность обратиться за социальной и медицинской помощью, пишут эксперты.
Кроме того, при въезде в РФ мигранты должны будут подписывать «соглашение о лояльности», в котором обязуются не причинять ущерба ни самому государству, ни его гражданам. Однако нигде не указан механизм его действия, последствия за недействительность сообщенной информации и меры ответственности, отмечают общественники. Без этого оценивать «лояльность» приезжих будут чиновники на местах, что непременно приведет к вольным трактовкам и злоупотреблениям. Кроме того, силовики забыли и об ЛБГ с серьезными болезнями и судимостями – а таких немало, и они априори не смогут подписать такое соглашение, а значит, навсегда останутся нелегалами. Выдворять их некуда.
По словам эксперта Форума переселенческих организаций Галины Рагозиной, в проекте МВД почти ничего не говорится о соотечественниках и фактически отсутствует репатриационная составляющая, хотя «именно от будущего закона зависит, смогут ли представители «русского мира» без волокиты и проволочек получать гражданство РФ после переезда». За рубежом, по ее словам, все еще проживают миллионы наших соотечественников, желающих вернуться на историческую родину, но при нынешней редакции у большинства из них не будет возможности быстро и безболезненно получить российский паспорт. При этом, как рассказала правозащитница, в будущее законодательство не включили и ряд поправок последних лет, которые заметно улучшали положение переселенцев и апатридов. В частности, туда не попала норма, что ЛБГ может обратиться за установлением личности, не опасаясь быть привлеченным к административной ответственности. Без этой гарантии люди скорее предпочтут остаться недокументированными из страха быть выдворенными из страны.
Как отметил в беседе с «НГ» руководитель проекта «Право на родину» Евгений Бобров, законопроект МВД еще сырой, и неясно, зачем он нужен. Заявленные в преамбуле цели слишком абстрактны, и отсутствует основная – навести наконец порядок в миграционной сфере вместо искусственного увеличения числа нелегалов, чтобы потом с ними бороться как с преступниками, осваивая миллиардный бюджет. Ряд формулировок законопроекта размыт, не учтены позиции Конституционного суда о запрете выдворения и въезда иностранцев, проживающих в России с членами семей – россиянами. «Я не понимаю, для чего вообще нужно было создавать новую Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года, когда не реализовали большинство достоинств старой. Складывается впечатление, что большую часть законопроекта подготовили силовики, не знакомые ни с ключевой гуманитарной составляющей миграционной политики, ни даже с принятым в начале 2021 года новым законом о легализации лиц без гражданства, положения которого не учтены. Из-за неоправданного крена в пользу безопасности и ужесточения миграционных требований многие неграждане, находящиеся в России со времен СССР, так и не смогут легализоваться, оставаясь бесправными, что не может не влиять на безопасность», – говорит Бобров. По его мнению, увеличение числа запретительных норм и расширение полномочий коммерческих миграционных центров делается с целью еще большего усиления коррупциогенности государственной миграционной политики, превращая ее в бизнес-план этих ФГУПов, и без того получающих колоссальную сверхприбыль. «Направив свои возражения на законопроект, мы хотим участвовать в его доработке вместе с авторами», – заключил собеседник «НГ».
комментарии(0)