Фото агентства городских новостей "Москва"
Число фигурантов проверочных мероприятий полиции по списку сторонников Алексея Навального перевалило за 300 человек. Руководство навальнистов обратилось к СМИ с предложением не указывать, что это люди из базы «умного голосования» (УМГ). Утечек из нее не было, нет и не может быть, заявил Леонид Волков. От имени же Навального в Сети опубликована настоящая просьба к протестно настроенным гражданам хотя бы попробовать прокатить «Единую Россию» на выборах в Госдуму, как минимум, в нескольких округах. Минимизация УМГ, очевидно, стала результатом, в том числе, и удара, нанесенного оппозиционным наблюдателям. Первым в списке общественных объединений – иностранных агентов оказалось движение «Голос».
В одном из агитационных роликов тот же Волков только что соглашался считать успехом УМГ победу хотя бы в половине из примерно 30 с лишним одномандатных округов. Это те, в которых у разных оппозиционных кандидатов имеются более или менее приличные шансы, чтобы сразиться с единороссами. Однако Навальный уронил планку значительно ниже: «Давайте вырвем хотя бы несколько округов. Не дадим им выбить 225 из 225. За оставшийся месяц приведите в УМГ парочку друзей и знакомых. Навалимся вместе и хотя бы попробуем».
Если Волков на протяжении последних недель осторожно давал понять, что, похоже, остается не более полдесятка регионов, где выборы в Госдуму будут напоминать эту процедуру хотя бы формально, то Навальный в своем посте из-за решетки высказался гораздо решительнее. «Да, сейчас речь не идет о том, что мы можем провести в Думу много хороших кандидатов – почти всех их отстранили от выборов. Но мы хотя бы посадим в думские кресла тех, за кого проголосовали. Вместо тех, кого назначили в Кремле», – заявил он. Провластные медиаресурсы тут же затрубили, что Навальный впал в пессимизм, он уже не верит в торжество своего оппозиционного дела – и прикрывает красивыми словам признание в будущем поражении.
И действительно, нынешние заявления выглядят сильно далекими от громкого лозунга «Опрокинем ЕР!», который звучал даже еще накануне официального старта кампании. Однако на самом деле Навальный, судя по всему, хочет вернуть сторонникам хотя бы часть драйва 2019 года. К сожалению, это вряд ли удастся. Тогда, во-первых, был локальный электоральный акт – выборы в Мосгордуму, во-вторых, оппозиционные кандидаты в большом количестве выдвигались и даже регистрировались. Те же, кого не допустили, стали организаторами протестов, так что, в-третьих, атмосфера перед днем голосования получилась хорошо подогретой. И, наконец, именно в столице была самая мощная база навальнистов, тогда как власть над УМГ снисходительно посмеивалась. Все это и стало предпосылками успеха, но нынешняя кампания ни одним из этих факторов не располагает.
Более того, власть только что нанесла серьезный удар по третьей составляющей УМГ, которую оппозиционеры считали уже имеющейся в наличии по умолчанию, – организационной структуре для развертывания армии наблюдателей. Движение «Голос», действующее без юрлица, открыло с вечера 18 августа счет фигурантам до сих пор пустовавшего реестра Минюста, в который заносятся иностранные агенты – общественные объединения. Конечно, опять ставший иноагентом «Голос» уже сделал жесткое заявление о том, что не отказывается от борьбы за независимое наблюдение. И вроде бы даже новые антиоппозиционные законы напрямую этого не запрещают. Однако есть и правовые нормы, которые можно интерпретировать таким образом, чтобы представителей «Голоса» или связанных с ним активистов на участки максимально не допускать. Например, правила аккредитации СМИ, по маркой которых часто действуют наблюдатели, теперь позволяют избиркомам отказывать изданиям, не убедившим власти в реальности своего существования. Или просто потому, что эти СМИ вызовут подозрения в возможном отходе от конструктивного освещения выборных процедур, а именно такие упреки постоянно выдвигаются в адрес «Голоса». Короче говоря, понятно, что если каким-то законом можно будет ударить по оппозиции, то это сделано будет.
Например, 19 августа полиция продолжила обход граждан, которые потенциально могли пострадать от якобы утечек данных из базы сторонников Навального. Проверено, по сообщениям СМИ, уже не менее 300 человек, но до сих пор правоохранители официально не уведомляют, делается ли это в рамках какого-либо из существующих уголовных дел или речь идет об оперативном обеспечении некоего нового дела. Волков уже сделал заявление в адрес тех изданий, которые отслеживают данную историю, что не следует называть этих граждан, попавших под проверочные мероприятия, фигурантами УМГ в качестве избирателей. Он подчеркнул, что по подписантам на УМГ не было, нет и не может быть никакого слива информации, поскольку навальнисты ее принципиально не собирают. Это несколько не так, специально это вроде бы и не делается, но в телефонных приложениях имеется опция оставить имейл для быстрой рассылки имени конкретного кандидата.
Происходящее комментировали и авторы общественно-политических Telegram-каналов. "Движение «Голос», в какие реестры их не вноси, остается самой профессиональной общественной организацией по наблюдению за выборами. Даже если государство считает его иноагентом", - полагает главред радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов.
"Когда-то «Голос» первым попал и в реестр НКО-иностранных агентов, - напоминает "Темник" - Затем отказался от юридического лица и продолжил работу в виде движения. Сейчас тоже обещает не бросать свою деятельность. Ключевой вопрос — что изменится? Иностранным агентам запрещено наблюдать за выборами и как-то влиять на избирательный процесс. «Голос» в основном работает как система обеспечения — обучает наблюдателей, которые направляются на избирательные участки от лица партий или отдельных кандидатов. На данный момент зафиксирована некоторая юридическая неопределённость по поводу будущего функционирования указанного механизма. Но развязка должна быть в ближайшее время".
комментарии(0)