Региональные власти разрешают активистам Компартии одиночные пикеты. Фото с сайта www.kprf.ru
В рамках всероссийской акции «За КПРФ! За нашу победу!» 5 сентября партийные активисты провели авто- и мотопробег протеста. Третий этап предвыборных выступлений стартовал накануне, а продолжится он до 11 сентября. В регионах акции в основном пройдут в виде встреч с депутатами и одиночных пикетов, но, возможно, будут и небольшие митинги. В общем, если география еще позволяет говорить о масштабности, то численность участников – нет. Эксперты полагают, что КПРФ прекращает активную раскрутку кампании, поскольку достигла пределов поддержки, но не теоретических, а дозволенных.
Протестный автопробег КПРФ прошел в воскресенье в столицах российских регионов, а накануне в Москве на Пушкинской площади состоялась акция «За честные выборы, за свободу СМИ, против репрессий и фальсификаций!». По словам лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова – летописца кампании, в которой участвует его супруга Анастасия, собралось около тысячи человек, а с речами выступили традиционные персонажи – левые кандидаты Валерий Рашкин, Денис Парфенов, Нина Останина, Михаил Таранцов и др.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «НГ»: «В двух третях регионов митинги запретили, реготделения будут судиться. Но там проходят встречи с депутатами, автопробеги и раздачи газет, одиночные пикеты. Разрешили митинги и массовые пикеты от 50 до 100 человек в трети регионов. Однако географический охват акции именно всероссийский». Правда, массовость протестных выступлений оставляет желать лучшего. Под завершение избирательной кампании главная оппозиционная партия могла бы постараться показать себя в более убедительном виде.
Тем более что уже очевидно: в конкуренцию с КПРФ за такую оппозиционность жестко вступила Российская партия свободы и справедливости (РПСС), лидер которой Максим Шевченко откровенно делает ставку на резкие высказывания в ходе официальных дебатов на ТВ. «НГ» обратилась к руководству Компартии с просьбой оценить успехи Шевченко и степень его опасности. Однако первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин пояснил «НГ»: «Сейчас главная борьба разворачивается между «Единой Россией и КПРФ, комментировать действия остальных партий нет особого смысла, это только трата времени».
Источник «НГ» в КПРФ пояснил, что там партию Шевченко считают спойлерской и контролируемой администрацией президента: «Сейчас у Шевченко есть задачи личные и спущенные сверху. Сам он пытается попасть в «умное голосование», а партии – заработать 3%. Это ему вряд ли удастся: первое ему задание – это забрать максимум голосов у КПРФ, второе – аннигилировать Российскую партию пенсионеров за социальную справедливость – РППСС. Что касается протестного голосования, то власть позволяет Шевченко отморозиться, потому что у дебатов низкие просмотры».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что, судя по всему, КПРФ существенно расширит фракцию по сравнению с 2016 годом: «По партийному списку, видимо, коммунисты уже выбрали всю поддержку, какую можно, партия – главный бенефициар общепротестного голосования. Но понятно, что левые не могут слиться на финише кампании, а потому они будут поддерживать активность до самого дня голосования, создавая городские, региональные и федеральные информповоды, подтверждающие статус оппозиционной партии № 1». По мнению эксперта, «коммунисты не видят смысла поднимать ставки дальше, еще больше радикализировать кампанию», поскольку не менее важной задачей является не только получить, но и защитить свой результат от уменьшения. «И как раз здесь левые демонстрируют власти свою умеренность. О том, что КПРФ снизила накал борьбы и не пытается больше расширить нишу, свидетельствуют и ролики с Зюгановым. Снижение жесткости федеральной кампании – это некая демонстрация Кремлю, что коммунисты не претендуют на первое место в Госдуме. Но конечно, руководство партии будет поддерживать активность кампании, чтобы ее кандидаты попали в «умное голосование».
Кампанию же Шевченко Калачев охарактиризовал так: «Он действует по известному принципу – в борьбе обретешь ты право свое. Видимо, Шевченко импровизирует, чтобы собрать весь протестный электорат, какой только сможет. Но дебаты вызывают умеренный интерес, да и власть в любое время могла бы его остановить, что ведущие лишь пытаются сделать, чтобы тот не говорил лишнего. То есть власть дозволяет Шевченко выглядеть радикалом, потому что, с одной стороны, это оживляет кампанию, а с другой – канализирует часть голосов навальнистов. Но на 3% РПСС вряд ли может рассчитывать. Возможно, Шевченко ведет кампанию с прицелом на будущее». Однако объективно получается так, заметил эксперт, что даже партии-спойлеры сообща с оппозицией работают на подрыв авторитета власти, а значит, раскачивают лодку. Это можно сказать даже и о «Новых людях» и о Партии роста, так что Шевченко просто идет дальше других.
комментарии(0)