Фото сайта er.ru
Финальный предвыборный соцопрос Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) показал, что выплаты пенсионерам и военнослужащим, инициированные президентом Владимиром Путиным, подбросили «Единую Россию» до уровня в 23%. Однако полтриллиона бюджетных рублей дали рост только в 3%. У КПРФ, несмотря на скромную кампанию, динамика рейтинга остается положительной. На втором месте по скорости подъема – «Новые люди», которые могут претендовать на два десятка депутатских мест.
Электоральный рейтинг ЕР в 23% в сентябре, высчитанный от условного «общего числа избирателей», превысил на 3% показатель августа, но это все равно ниже майского (26%) и тем более апрельского (32%). Коммунисты достигли уровня в 20%, их динамика по тем же месяцам была такой – 14%, 10%, 11%.
ЦИПКР, который является аналитическим подразделением КПРФ, провел свой инициативный опрос 6–9 сентября в виде телефонных интервью 1500 респондентов из 128 населенных пунктов 80 субъектов РФ. Выборка репрезентативна по половозрастной структуре и урбаностратам, максимальная погрешность заявлена в 3,5%. С воскресенья, 12 сентября, публикации любых исследований и прогнозов в отношении предстоящих выборов в Госдуму по закону будут запрещены.
Из соцопроса следует, что две другие парламентские партии – ЛДПР и «Справедливая Россия – за правду» (СРЗП) ко дню голосования подходят слабеющими. Партия Владимира Жириновского в очередной раз потеряла 2%, в сентябре ее рейтинг составил 7%, однако на последней неделе кампании фактор телевизионных выступлений партлидера может ситуацию изменить. Что же касается СРЗП, то здесь кардинального разворота к лучшему, похоже, не предвидится. Партия Сергея Миронова, Геннадия Семигина и Захара Прилепина пока остается в проходной зоне, имея электоральную поддержку в 5%, что, в общем, не сильно выше прежних значений в 6–7%.
На основании всех данных ЦИПКР делает три ключевых вывода. Первый касается эффективности оперативных решений Кремля, принимаемых в ходе кампании: путинские выплаты пенсионерам и военнослужащим все-таки достигли своего результата. Рост рейтинга ЕР на 3%, судя по всему, обусловлен именно этим. Второй вывод связан с тактикой кампании самой КПРФ – представлением себя единственной оппозицией партии власти. Тут тоже все вроде срабатывает: «По ходу агитационной кампании происходит агрегация голосов избирателей вокруг двух антагонистов – КПРФ и ЕР. По сути, можно говорить о тенденции складывания реальной двухпартийности при наличии партий второго эшелона». А вот третий вывод уже стратегический: дескать, «эрозия избирательного корпуса ЕР» продолжается несмотря даже на помощь ей со стороны Путина в аккумулировании голосов «ранее разочаровавшихся единороссов».
По поводу этой президентской помощи коммунисты указывают, что 0,5 трлн руб. за 3% рейтинга получается несколько дороговато. Но главное, как сказал «НГ» глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, «тактические задачи прироста они решили, хотя стратегически по-прежнему проседают: если выплатят еще, то рейтинг партии власти еще подрастет, но с этим уже просто не успеют до выборов, а без демонстрации пресловутых конкретных дел нет и поддержки». Как-то несколько вопреки своему же опросу коммунист утверждает: «Выплаты пенсионерам оказались неэффективными, люди уже не готовы верить словам власти как раньше». Он настаивает, что «прирост ЕР осуществился за счет своих же разочаровавшихся и ранее ушедших к малым партиям избирателей, которые теперь вернулись». По мнению Обухова, у падения партии власти и роста КПРФ слишком большая инерция для того, чтобы ко дню голосования ситуация могла радикально измениться.
По поводу растягивания избирателей между ЕР и КПРФ Обухов заметил, что главную поддержку левые получают за счет альтернативной социально-экономической повестки и массового разочарования курсом власти, или «усталости от ЕР». Между тем в опросе ЦИПКР есть данные, которые можно считать несовпадающими с такой картинкой. И хотя коммунисты записали ряд политструктур во «второй эшелон партий», часть из них показывает изрядную живость. Например, «Новые люди» с рейтингом в 5%, как и у СРЗП, или «Яблоко» и Партия пенсионеров, у которых по 4%. Этих значений они достигли именно по ходу кампании. При этом ЦИПКР не только померил электоральные перспективы партий, но и прикинул результаты голосования за них. При расчете от числа респондентов, заявивших об участии в выборах, у ЕР выходит 26%, у КПРФ – 22%. ЛДПР получает 7%, СРЗП – 5%, тогда как «Новые люди» – 6%. Если так и будет, то, указали в ЦИПКР, данная партия, без учета одномандатников, займет в будущей Госдуме около 20 мест. Пенсионеры и яблочники остаются в полупроходной зоне со своими 4%.
Сентябрьский опрос ЦИПКР подтвердил и прежний тренд: рейтинг КПРФ самый высокий среди противников принудительной вакцинации, которых больше всего в группах либо переболевших, либо так и не узнавших об этом. Вакцинированные предпочитают голосовать за ЕР, но и среди них коммунисты обретают все больше поддержки – правда, вместе с ЛДПР и СРЗП. Однако тот же опрос показывает, что угроза заразиться коронавирусом волнует 8% опрошенных, а вот рост цен – 45%. В связи с этим у левых есть риск лишиться части ковид-скептиков, например, если единороссы запустят какие-то акции по подавлению продовольственной инфляции. Впрочем, пояснил Обухов, хотя тема ковидной повестки, связанная с ограничениями, сейчас не доминирующая, но она никуда не ушла: «Люди прекрасно понимают, что тема принудительной вакцинации по-прежнему актуальна, поэтому для партии ковид-скептики – это одна из групп поддержки». А вообще-то опрос подтвердил, что пока КПРФ по-прежнему чуть больше мужская партия, тогда как ЕР – преимущественно женская. Поддержку левым оказывают избиратели старшего возраста, а также студенты 18–25 лет, но она проседает среди граждан от 25 до 40 лет, да и среди пенсионеров доминирующей остается партия власти.
У КПРФ сейчас максимум поддержки за 10 лет измерений, предыдущий пик был после пенсионной реформы в 2018-м – 18%, когда партия собирала митинги по 100 тыс. человек. «Осенью того года мы выиграли выборы в четыре заксобрания, а также в Хакасии и чуть было не получили Приморье», – напомнил Обухов. А наибольший результат в истории у Компартии был в 1999 году – 24%. Возможно, дойти до этого некоего «пика коммунизма» партии помешали те причины, которые выявились в соцопросе. Скажем, на вопрос, кто самый активный в агитации, 28% респондентов ответили, что это ЕР, 11% выбрали ЛДПР и только 10% вспомнили о коммунистах. И это при том, что интерес к агитпродукции левых и единороссов почти одинаков – 13% против 16%, хотя, конечно, показательна цифра в 24% тех, кто сказал, что «все агитматериалы не интересны».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ», что данные ЦИПКР в целом выглядят объективными, «рейтинг КПРФ растет даже по провластным опросам». А указание на то, что агитация коммунистов вызывает интерес в третью очередь после ЕР и ЛДПР, говорит о том, что партия не лишена самокритики и рефлексии. «У КПРФ агитация проседает по нескольким причинам. Во-первых, это апелляции к истории и ядерному электорату, нежелание становиться не ностальгической и идеологической, а общенародной партией. Во-вторых, срабатывает самоограничение партии на контрпозиционирование и актуальную повестку, в то время как прирост партии дает именно общепротестный электорат. Короче говоря, она теряет из-за того, что остается консервативной партией, которая меняется медленнее, чем избиратели и страна. Но левые сильно не желают ссориться с властью», – подчеркнул эксперт. По его мнению, КПРФ вполне может получить от 18 до 20% на выборах, но претензия на 25–30% уже вызвала бы вопросы у Кремля, так что партия сама притормозила свою кампанию.
А на партию власти в электоральной повестке сработало три момента: выплаты пенсионерам, снятие большого количества санэпидограничений, эксплуатация врачебной темы в контексте постковидной реабилитации. При этом, считает Калачев, на власть еще может сыграть фактор выплат или даже обещания новых, которые потом, правда, придется выполнять. Против же партии власти действует тот фактор, что хотя тема ковидных страхов ушла, но планы по принудительной вакцинации, похоже, никуда не делись. На этой теме, причем не самой главной, КПРФ и получает часть поддержки. По мнению эксперта, на этих выборах все определит не просто явка, а соотношение на участках лояльных и оппозиционных граждан. Поэтому-то «и со стороны власти, и со стороны оппозиции сейчас главное дело – это отмобилизовать своих избирателей, подчеркнул Калачев.
комментарии(0)