Тверской губернатор Игорь Руденя одновременно избирается сам, а еще ведет списки партии власти в Госдуму и Заксобрание. Фото с сайта www.kremlin.ru
В единый день голосования этого года кроме избрания Госдумы, заксобраний и горсоветов проводятся и девять губернаторских кампаний. В трех участвуют нынешние руководители, а в шести назначение на регион по указу президента подтверждают врио. Данный механизм, введенный Кремлем, привел к тому, что теперь внимание к важной электоральной процедуре фактически нулевое. Поэтому на местах формально подошли к ее организации, превратив референдумные выборы просто в ритуал. Соперники действующим главам подбираются штучно, партии скованы муниципальным фильтром, борьба за поддержку электората повсеместно имитируется. И если федеральный Центр все-таки решит отменить такую обременительную традицию, то от этого, возможно, будут только плюсы. По крайней мере прекратится опасная для страны гонка губернаторов за высокими процентами.
Кроме как бы прямых выборов в девяти регионах в трех 19 сентября произойдет назначение руководителей субъектов РФ через голосование в парламентах по кандидатурам, которые предложил президент Владимир Путин. И вообще-то информации о том, что он уже представил списки из таких-то претендентов на пост главы Дагестана, Северной Осетии или Карачаево-Черкесской Республики, гораздо больше, чем о ходе вроде бы как настоящих электоральных битв.
Напомним, что в 2021 году свой мандат подтверждают шесть врио – в Мордовии и Туве, Хабаровском крае, Белгородской, Пензенской и Ульяновской областях. Губернаторов, досидевших до конца очередного срока своих полномочий и теперь переизбирающихся, трое – в Чечне, Тверской и Тульской областях. При этом одна половина врио назначена президентом в их регионы, по сути дела, год назад – хабаровский Михаил Дегтярев вообще с июля 2020-го, а другая действует на своих местах с нынешней весны.
Именно такой механизм, полномасштабно запущенный Кремлем после ряда региональных поражений осени 2018 года, и привел к тому, что вместо выборов фактически осуществляется назначение глав субъектов РФ. Отсюда и почти полный отказ от местных политических тяжеловесов, и повсеместное направление варягов от федерального Центра. Очевидно, что вместе с указом о своей командировке в провинцию они получают и своего рода гарантии на избираемость. Или по крайней мере согласие Кремля на то, что результаты их выборов никто пристально рассматривать не станет. Однако уже за три года действия программы по десуверенизации регионов ситуация дошла до опасной черты: многие губернаторы, похоже, ведут негласное соревнование по получению максимально высокого результата. Уже есть прецеденты, когда избрание вовсе не в электоральных султанатах происходило на уровне 70–80%.
Недоделанный колодец в деревне Добринка как символ формальной кампании тульского губернатора. Фото автора |
Полная им противоположность – это губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Экс-адъютант Путина и список ЕР не возглавил, и вообще от этой партии не выдвинулся, как, впрочем, и первоначально пять лет назад. При этом кампания самовыдвиженца Дюмина проходит сугубо формально. У него есть главный официальный соперник от КПРФ, которого с обоих боков поджимают кандидаты от «Коммунистов России» и Партии пенсионеров. Короче говоря, шаг вправо, шаг влево – считается побег. Зато для населения Дюмин попытался превратить выборы в праздник. Скажем, Тульская область одной из первых вошла в проект социальной газификации, инициированный Путиным. В отдаленных уголках региона стали накатывать песком и гравием лесные и полевые дороги, стартовала и программа по водоснабжению – обустройству колодцев. Однако именно здесь вся показушность кампании себя и проявила: деньги были выделены небольшие, фирмы-подрядчики сработали спустя рукава, но дата голосования наступила, а потому спрашивать с них уже не стали. Да и избирателей из этих деревень формально немного, так что проблем «рассерженные сельчане» Дюмину не создадут.
Впрочем, Дюмин оказался вовсе не одинок в стремлении выстроить удобную кампанию, так поступили и все остальные семь губернаторов – потому что для Кадырова все кампании давно являются комфортными. Например, у Михаила Дегтярева, который идет от ЛДПР, тоже нет конкурентов ни от ЕР, ни от КПРФ. Правда, «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) все-таки в Хабаровском крае своего человека выдвинула. От этой партии они есть почти везде, кроме Тульской области, где таковые и не выдвигались, и еще Ульяновской области и Мордовии, где их в итоге не оказалось. КПРФ, заметим, есть почти везде, но у нее нет ни одного реально статусного игрока. В общем, в этом году массовку создают представители малых партий и откровенных спойлеров.
Короче говоря, создается такое впечатление, что для возможной отмены губернаторских выборов за их полной ненадобностью созданы все информационные и мотивационные предпосылки. Такого рода кампании уже не вызывают интереса в обществе, а ресурсы на них тратятся немалые. В том числе и социальные, когда очередной варяг-назначенец испытывает терпение избирателей очередного региона, показывая им, что они, оказываются, любят его с силой не менее 75%.
комментарии(0)