У Геннадия Зюганова – своя правда. Кадр из видео с сайта www.kprf.ru
КПРФ 23 сентября провела всероссийское совещание партактива, чтобы констатировать рост поддержки избирателей в условиях более сложных, чем прежде, выборов. Ряд обкомов и отдельные кандидаты еще заявляют о непризнании результатов из-за фальсификаций, однако партийные медиа уже показывают картину воссоздания в стране мощного «красного пояса». Такой вывод, правда, делается на основе точечных побед левых, в том числе на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. В целом Компартия по числу депутатов Госдумы вернулась в 2007 год. Эксперты считают, что сейчас можно говорить лишь о начале формирования сети красных регионов, редкие фрагменты которой пока больше напоминают «млечный путь».
Совещание партактива прошло в режиме видеоконференции по главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Он дал общеполитическую оценку выборам, указав, что мандатов могло быть побольше, но отметил хорошую работу парторганизаций. Первый зампред Иван Мельников отчитался об успехах на местах. Но региональные организации рассказывали о нарушениях и фальсификациях – и украденных, по их мнению, мандатах. Зюганов распорядился подавать в суды. Это должны сделать проигравшие кандидаты как в Госдуму, так в заксобрания и горсоветы. Руководитель юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев пояснил «НГ»: «Было ощущение, что нынешние выборы дались партии гораздо тяжелее, чем все прошлые думские кампании, – из-за трехдневного голосования и таких нововведений, как электронное голосование.
А также был беспрецедентный уровень административного давления, чего раньше на федеральном уровне никогда не было. Тяжелее было обеспечить контроль, поэтому, хотя мы и нарастили результат, но многое и потеряли».
Он отметил, что для опротестовывания результатов и возвращения мандатов у кандидатов есть 3 месяца на суды с момента подведения итогов выборов, а по общим нарушениям без претензии на отмену результата – год. По ощущениям Соловьева, КПРФ может подать несколько десятков исков на нарушения выборов разного уровня, от федеральных до региональных и местных. Например, в одной только Ростовской области член президиума ЦК Николай Коломейцев заявил о наличии 50 возможных судебных дел по по пострадавшим кандидатам КПРФ, а также о подаче исков заявили кандидаты-одномандатники из Москвы.
Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что партия не просто много где практически сравняла свой результат с «Единой Россией», коммунисты «первый раз в истории в отдельных регионах победили ее на думских выборах». По его словам, «изначально, когда начали считать результаты по Дальнему Востоку, предполагалось, что возьмем 92 мандата в Госдуме, но потом пошли тотальные нарушения в электоральных султанатах, электронное голосование и т.д.». Обухов настаивает, что сделана заявка на формирование нового «красного пояса», это случилось потому, что поменялись настроения избирателей. И власть, заметил он, смогла выиграть выборы в целом, только используя три инструмента – устрашение, коррупцию и умение «рисовать». «Но в любом случае КПРФ расширила влияние в стране и показала реальную поддержку», – заявил «НГ» Обухов.
Региональный актив Компартии доложил
руководству об успехах, поражениях и давлении со стороны властей. Кадр из видео с сайта www.kprf.ru |
Отметим, нынешний результат КПРФ – лучший для них с 2011 года, когда по партспискам было набрано 19,19% голосов, правда, тогда это превратилось в 92 думских места. Больше левые получали лишь в 90-е годы: 113 – в 1999-м и 157 – в 1995-м. Так что теперь по числу федеральных депутатов КПРФ вернулась к результату выборов в Госдуму 2007 года – это те же 57 мест. Но теперь хорошо развитые партийные медиа еще хвастаются и успехами на местных выборах. Например, муниципальные выборы в Белогорске Амурской области названы «сенсационной победой», но по-настоящему это только 15 мандатов из 28. А на выборах в Госдуму в этом регионе победила, конечно, ЕР с 34,32% против 26,55% у КПРФ. Однако это общий способ подчеркивать лишь свои достижения. Скажем, в Калмыкии на первом месте тоже единороссы, но можно объявить, что коммунисты победили в Элисте, то есть столице республики.
Короче говоря, пока какого-то реального «красного пояса» никак не получается, хотя некий тренд и отдельные фрагменты новой сети красных регионов, конечно, заметны. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что, поскольку КПРФ является самой яркой оппозиционной партией, то закономерно именно ей отдали голоса жители, которые не доверяют региональной и федеральной власти по тем или иным причинам. Но эксперт сомневается в том, что новый «красный пояс» уже формируется: «Пояс должен быть непрерывным, а здесь скорее красные звезды, то есть такой «млечный путь». Шапкозакидательская же позиция КПРФ – это продолжение информационной кампании выборов, заявка о победах перед своим электоратом. Но эти победы произошли благодаря существенному приросту ситуативного оппозиционного, но никак не идеологического электората». Поскольку КПРФ не хочет обострения отношений с властью, то и «красный пояс» на деле вряд ли будет расширяться, считает эксперт. И, судя по всему, КПРФ не спешит стать триггером протеста, не хочет организации второй Болотной, как того требует общепротестный электорат, «который и помог громким победам, и поэтому партия пытается переключить избирателей на образ будущего». n
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что все – таки «надежды коммунистов вполне оправданы, новый «красный пояс» действительно формируется, только из средней полосы РФ он переместился на восток страны». Эксперт пояснил, что это произошло из-за того, что и раньше протестные регионы страны, которые поддерживали ЛДПР, перешли к КПРФ. Поэтому и результаты выборов, которые шли с Дальнего Востока, отличаются от средних по стране. Макаркин также подчеркнул, что обостренные местные проблемы наложились на недовольство населения федеральной властью, которая жителям никак не помогает, а зачастую, по мнению местных, наоборот, усугубляет положение: «Народ на востоке страны, как правило, власти не доверяет, а история протестов против вакцинации во всем мире антиэлитная. Вот и получилось, что ЛДПР растеряла основной электорат в своих регионах, люди не смогли простить ей поддержку элит в таком вопросе. Поэтому КПРФ и отчасти СРЗП отыграли эту повестку и получили прежние голоса жириновцев. С КПРФ же избиратели ассоциируют отчетливо оппозиционную антивластную силу, которая к тому же усилила популистскую риторику, столь близкую многим избирателям. И по своему популизму КПРФ стала обходить ЛДПР. Но при всем при этом помимо востока страны недовольство не превращается в пояс, это действительно скорее отдельные красные вкрапления, число которых увеличилось». Дальше на руку КПРФ могут сыграть такие факторы: экономический кризис, ситуация с пандемией и ограничениями, а также политика управления регионами из центра. «Поскольку люди будут недовольны федеральной властью, то КПРФ вполне может стремиться к тому, чтобы стать протестным магнитом», – подчеркнул эксперт.
За дискуссией наблюдали и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Планируемое правительством РФ снятие с металлургических предприятий особенно крупной налоговой стружки чревато социальными потрясениями по всей стране, - полагает «Бойлерная». - На этот очевидный риск указывает чиновникам отраслевой профсоюз, направивший в Белый дом обращение, которое более уместно назвать воплем отчаяния. Правительство, похоже, видит в металлургах ту золотоносную жилу, которая сможет стать источником поступления в казну весьма серьёзных средств. Недаром кабинет планирует ввести акцизы на сталь и пересчитать для отрасли НДПИ. Предполагаемая толщина той самой стружки составит около 160 млрд рублей».
комментарии(0)