Экс-навальнисты продолжают действовать. Кадр из видео с канала «Ворнадзор» на YouTube
Информресурсы навальнистов выходят из поствыборной паузы, продвигая обновленный нарратив. Центральный пункт – «умное голосование» (УМГ), но теперь оно становится не столько электоральной системой, сколько политическим действием. Несистемщики намерены возбуждать протест избирателей тем, что чем больше они голосуют за оппозицию, тем чаще власть этот результат отменяет, иными словами, «крадет голоса». В этом же черно-белом цвете будут подаваться и антикоррупционные расследования. Вместо штабных структур их уже забрасывают в интернет некие общественные проекты.
В нынешней риторике Кремля такое переформатирование УМГ точно будет названо «дискредитацией выборов» и попыткой подорвать стабильность в стране.
И понятно, что власти не будут игнорировать тот вызов, который им сейчас бросают навальнисты. Напомним, что он сформулирован в последнем по очереди тюремном посте Алексея Навального. Оппозиционер вполне адекватными его месту пребывания словами комментирует результаты УМГ, утверждая, что его сторонники победили, но «ребятки из Кремля» все якобы переделали. Однако цифры, мол, говорят сами за себя: даже в таких условиях 15 кандидатов выиграли, а если посчитать еще и вторые места фигурантов УМГ, то это вообще сплошной успех. Если же еще вычесть долю фальсифицированного голосования, продиктовал Навальный своим адвокатам, то получится, что «ЕР на этих выборах потеряла большинство в Госдуме».
В принципе все эти аргументы уже приводил нынешний лидер навальнистов Леонид Волков, который таким образом предлагал сторонникам не отчаиваться, а работать дальше и больше. Навальный же разговаривает с ними в стиле «пахан на зоне»: «Так вот я что думаю. Воровать они продолжают, но ведь и нам побеждать понравилось, верно»? Правда, присказку «век воли не видать!» он отчего-то не употребляет. «У нас с вами отличная команда: ФБК (внесен в реестр иностранных агентов, признан экстремистской организацией. - "НГ") пашет, вы просто распространяете и голосуете. Я вообще только прохлаждаюсь на нарах и пишу в инстаграм. И работает. Давайте сделаем это снова», – заявил Навальный.
На самом деле эффективность УМГ не так однозначна, как это трактуют навальнисты. Успех на выборах – это победы кандидатов, но их на самом деле оказалась мало. Однако если рассматривать УМГ не как электоральную систему, а как проект по консолидации оппозиционных избирателей и как новый протестный формат, то тогда следует признать его состоятельность. Это доказала сама власть, развернувшая против УМГ беспощадную борьбу. Судя по всему, замысел навальнистов в том, чтобы раз за разом через УМГ показывать гражданам, насколько власть не считает их тем народом, который по Конституции и является источником этой самой власти. При этом заметно, что и несистемщики стараются максимально убедить людей согласиться со своей несубъектностью – конечно, ради благих целей. И это можно считать попыткой организовать политструктуру какого-то третьего типа: уже и не идеологическую партию, и не электоральную машину, а некий общественный концентрат, который можно будет перед выборами разводить в необходимых пропорциях.
Кстати, предстоящий в 2022 году единый день голосования как раз подходит для экспериментов. Более десятка выборов в гордумы в основном проводится по округам, да и полдесятка заксобраний, которые надо будет переизбирать, также состоят из одномандатников наполовину или даже больше. Вряд ли власть в качестве противодействия УМГ вернет все эти выборы на пропорциональную основу, а стало быть, против опрокидывающей системы оппозиционеров будут применяться опрокидывающие методы, которые уже действуют с начала этого года. Таким образом, черно-белый внутриполитический расклад – или за власть, или против нее вместе с навальнистами, не только сохраняется, но и усиливается.
Несистемщики будут способствовать этому и своими антикоррупционными расследованиями. Перед нынешними выборами они успели выдать компромат только на ключевых кандидатов от власти, поскольку так и не были преодолены последствия разгрома штабных структур. Но теперь их возрождение заметно и невооруженным взглядом. Например, на днях был анонсирован некий общественный проект «Ворнадзор» от имени бывших активистов из Воронежа. Скорее всего, аналогичные интернет-ресурсы появятся и в других регионах. Стоит отметить, что даже подготовка к выборам в Госдуму не отвлекла навальнистов от участия в пропаганде общемировой борьбы с коррупцией, которую активно поддерживают неправительственные организации из США и Евросоюза.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Очевидно, что в прежнем виде невозможно возродить структуры навальнистов, поэтому они пока будут существовать в подполье и поднимутся только ближе к президентским выборам 2024 года. А налаживать каналы коммуникации прекрасно можно и из-за границы». Массовая сеть пока не нужна, достаточно кадрированной организации, которая «может в случае необходимости, вливаний и поводов быстро развернуться в любой момент». Эксперту понятно шапкозакидательство Навального: по последним соцопросам, за КПРФ – 24%, а за ЕР – 39%, то есть даже официально победу у оппозиции, похоже, отчасти отобрали. Поэтому УМГ как инструмент будет сохраняться, но «чтобы не затупить сам инструмент, доставать его будут только там, где оппозиция сможет показать заметные успехи». Характер УМГ и подача оппозицией противостояния с властью в черно-белом цвете тоже будет сохраняться: «В ситуации давления и преследования несистемщикам ничего другого не остается. Это классика: мы и они, свои и чужие, позиционирование и контрпозиционирование». Пренебрежительный же тон поста Навального эксперт объяснил несколькими факторами. Власть и оппозиция формируются в одних исторических условиях, так что, конечно же, являются сторонами одной медали, а сам Навальный не является демократом по сути. Но такая риторика проявляется и потому, что победы УМГ не так обширны, как предполагалось: есть некое разочарование в избирателях, а также не оправдался расчет на уличные протесты типа 2011 года. «Дестабилизация политической обстановки была бы выгодна навальнистам, но в том-то и проблема, что в нынешних условиях аполитичности общества этого никак не получается. И власть, и оппозиция расценивают избирателей как объект, а не как субъект, поэтому перед обеими сторонами противостояния встает задача придумать, как руководить избирателями», – подчеркнул Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «в нынешней политической системе развернуться снова навальнистские структуры не смогут ни при каких обстоятельствах, они являются даже не оппонентами, а врагами нынешнего режима». При этом эксперт пояснил, что в отличие от «Яблока», которое готово действовать в рамках, поставленных режимом, навальнисты уже не могут этого в принципе. «Они не участвуют в политическом процессе, а стало быть, находятся на правах революционеров конца XIX – начала XX века – эсеров и большевиков. Только если в царское время те изначально были революционерами, то навальнистов за границу системы вывела сама власть. Так что на правах наследников тех оппонентов царского режима они и возрождают прежние традиции и риторику», – заметил Макаркин. И понятно, что навальнистам выгодна дестабилизация ситуации, поскольку в условиях политической стабильности им ничего не светит: «Оппозиционеры делают ставку на смену режима. Поскольку навальнисты во многом руководствуются историческим опытом, они помнят, что и большевики оказались у руля власти уже после крушения монархии, а потому поступают по заветам Ленина. Речи несистемщиков ориентированы на революцию и призваны ободрить сторонников. Это действительно возрождение революционной стилистики и при сохранении нынешнего политического процесса это, видимо, будет продолжаться».
комментарии(0)