Художник Кирилл Миллер не согласен видеть свое произведение глазами оскорбленных патриотов. Кадр из видео с канала Кирилла Миллера на YouTube
Очередной горячей точкой во взаимоотношениях государства и людей искусства стали «войны памяти». Следственный комитет (СК) РФ будет проводить проверку в отношении картины петербургского художника Кирилла Миллера. На работу пожаловались «неравнодушные граждане». Они считают, что художник глумится над акцией «Бессмертный полк». Одновременно СК разбирается в высказываниях рэпера Алишера Моргенштерна, якобы пренебрежительно отозвавшегося о Дне Победы. Ранее ведомство проверяло спектакль «Первый хлеб», представленный в театре «Современник».
«В связи с обращениями граждан и публикациями в средствах массовой информации относительно возможного оскорбительного характера образов погибших в Великой Отечественной войне, запечатленных на картине художника из Санкт-Петербурга, председатель Следственного комитета поручил и.о. руководителя ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу Голомбиевскому А.Д. организовать проверку и представить доклад о проведенных проверочных мероприятиях», – говорится в сообщении на сайте Следкома. Речь о картине, которую Кирилл Миллер назвал «Живые и мертвые». Некоторое время назад она выставлялась в петербургской галерее «Свиное рыло», где работа получила название «Нетленный полк – 2».
Изображение было размещено в паблике соцсети «ВКонтакте», который называется «Воспоминания ветеранов», еще в конце сентября. Оно сопровождалось комментарием, что эти образы воспринимаются как глумление над патриотической акцией «Бессмертный полк», проходящей каждый год в День Победы 9 мая. На картине изображены люди, несущие в руках портреты разлагающихся мертвецов. Под публикацией появилось множество гневных комментариев. Взрыв негодования вылился в обращение к следователям. Ранее картину убрали из галереи «Свиное рыло».
Сам художник отрицает, что в его замыслы входило оскорбление памяти ветеранов. Миллер утверждает, что оригинальное название работы – «Живые и мертвые», и он не понимает, почему в галерее она экспонировалась под другим названием. По словам художника, там нет никаких признаков, указывающих на ветеранов Великой Отечественной войны. Суть работы, говорит художник, не связана с конкретными обстоятельствами и имеет отвлеченный характер. «В моей картине очень много смыслов – в основном вопрос жизни и смерти, реального и нереального и миропонимания, вопрос того, что в мертвом невозможно видеть живое», – заявил Миллер интернет-ресурсу 78.ru.
«В авторитарном обществе границы художественной провокации предельно сужаются, – прокомментировал «НГ» трудности в отношениях художника и власти культуролог Роман Багдасаров. – Выход за них порождает не хайп, а ненависть, иногда – репрессии. Тот, кто идет на это, должен выдержать двойную проверку. Первую – как объект ненависти, громоотвод, потому что причины ее накопления могут лежать в совершенно иной плоскости. Вторая проверка – качество самого произведения. Насколько оно ценно? Выпуск пара, возможно, полезен власти, но обществу важен урок, который оно со временем извлекает из того или иного казуса. Урок же от ценности зависит напрямую. Хрестоматийный пример: «Доктор Живаго». «Если перед нами дешевка, урока не получится», – уверен эксперт.
Одновременно Следственный комитет проводит мероприятия по изучению высказывания рэп-исполнителя Алишера Моргенштерна о значении Победы в Великой Отечественной войны. По сообщению на сайте СК РФ, словами музыканта оскорблены «представители ветеранской организации», и, несмотря на то что рэпер позже извинился, «в рамках процессуальной проверки будет установлено, имеются ли в высказываниях Моргенштерна нарушения действующего законодательства». Напомним, в июле организация «Офицеры России» пожаловалась в СК РФ на спектакль «Первый хлеб». В монологе героини в исполнении Лии Ахеджаковой усмотрели глумление над памятью ветеранов разных войн. Однако осенью постановка вернулась на сцену театра «Современник».
Тем временем в Госдуму РФ 27 октября внесен законопроект, предусматривающий наказание за отождествление СССР с фашистской Германией в размере штрафа от 1 тыс. до 100 тыс. руб. либо ареста на 15 суток.
В череде этих событий просматривается устойчивая тенденция. Болевой точкой становятся чувства ветеранов или тех, кто взял на себя роль блюстителей чувств участников Великой Отечественной войны. Новая тенденция сместила из центра общественного внимания защиту чувств верующих, доминировавшую в прошлые годы в хронике публичных скандалов. Деятели альтернативной культуры, в свою очередь, принялись активно эксплуатировать эмоции, связанные с почитанием Победы. Совмещение этих общественных энергий создает кумулятивный эффект, поддерживающий перманентное социальное напряжение.
комментарии(0)