Навальнистку Лилию Чанышеву вывели из зала суда в наручниках. Фото со страницы Владимира Воронина в Twitter |
Адвокат Чанышевой Владимир Воронин сообщил в соцсетях, что на все вопросы, чем объясняется необходимость взятия ее под стражу, следователь отвечал цитатами из кодекса. Мол, она может скрыться или оказать давление на свидетелей, что «подтверждается справками оперативников».
Напомним, что утром 9 ноября у Чанышевой и еще у 11 активистов в Башкирии и Кемеровской области прошли обыски. Нынешний лидер навальнистов Леонид Волков заявил, что санкция по выдвинутой против Чанышевой статье – от 6 до 10 лет тюрьмы, и признался, что пока не знает, как ей можно помочь. Он напомнил, что Чанышева в движении с 2012 года, а созданный в Уфе в 2017-м штаб был одним из самых сильных в стране. Волков напомнил, что когда в апреле этого года навальнисты были вынуждены принять решение о роспуске своих структур, это делалось как раз для того, чтобы защитить бывших коллег, в том числе и Чанышеву, выведя их из-под угрозы «экстремистских» дел. Однако, по его словам, «старая жизнь пришла за ней, выпилив дверь и арестовав».
Это в принципе не слишком достоверное утверждение, поскольку Чанышева оппозиционную деятельность не прекращала. И, кстати, сами навальнисты в последнее время опять активизировались. В соцсетях пошли очередные публикации Алексея Навального, медиаресурсы несистемщиков опять заполнились расследованиями. 10 ноября появился и призыв к гражданам о поддержке, в том числе пожертвованиями. Сторонники Навального перечислили все свои достижения, например, «умное голосование», которое «помогает выгонять единороссов из парламентов разных уровней». И даже если не везде удается выполнить конкретно эту цель, все равно «для системы создается огромный стресс, в условиях которого она делает ошибки». Кроме того, отмечают навальнисты, они продвигают среди руководителей западных стран идеи борьбы с мировой коррупцией, имея в виду прежде всего Россию и ее власти.
Поэтому возникает вопрос, чем является «дело Чанышевой» и возможные будущие дела на других навальнистов – инерцией правоохранительной системы или неким упреждающим ударом? Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что скорее всего «это действительно каток следствия, который, раз начав работу, действует во многом по инерции». Но, конечно, на новые дела навальнистов накладывает отпечаток и стремление властей снять заранее политические риски, которые система просчитывает: и «умное голосование», и рост протестных настроений, и пандемию. «И здесь для того чтобы дела против активистов-оппозиционеров прекратились, системе нужно прежде всего активное отречение от лидера. Пример тому – глава «Альянса врачей» Анастасия Васильева. Другие же соратники Навального, если не последуют ее примеру, по-прежнему останутся под ударом», – считает Макаркин.
комментарии(0)