Глава администрации сельского поселения Вставское Омской области станет чиновником единой системы публичной власти. Фото РИА Новости
В процессе возведения единой системы публичной власти готовится законопроект, который дает губернаторам право отправлять в отставку мэров городов и поселений по облегченной процедуре. Считается, что нынешний механизм увольнения градоначальников за плохую работу довольно сложный, хотя почти все они уже не политики, а чиновники. С учетом принятого в первом чтении закона о публичной власти в субъектах РФ получается сплошной федеральный контроль над всей вертикалью. Так что эксперты уже говорят о ее превращении в некую «трубу управления».
По действующей редакции закона о местном самоуправлении губернаторы могут уволить мэров только после решения суда о нецелевом расходовании денег. Отставить градоначальника можно также по инициативе собрания депутатов, если оно два года подряд признает его работу неудовлетворительной.
Но этот закон планируется изменить, сообщили 11 ноября некоторые интернет-ресурсы, в том числе издание URA.RU. В сообщениях источники либо не указываются, либо обозначаются как «близкие к Госдуме». Предполагается, что в законопроекте будет расписано право глав регионов увольнять мэров и в связи с утратой доверия, и по другим основаниям. В принципе точно такой же механизм зафиксирован в законопроекте сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», который 9 ноября федеральные депутаты одобрили в первом чтении.
Одни из источников URA.RU подчеркнул, что «губернаторы уже не один год обращались к кураторам в Кремле и к депутатам от своих регионов с тем, чтобы эту возможность закрепить». Конечно, получилось так, что первыми решили опробовать систему быстрого увольнения именно на них. Если то же самое появится и в законе об МСУ, то это можно будет считать некоторой компенсацией губернаторам. Но вообще-то превращение этажей региональной и муниципальной власти в место прохождения службы чиновниками, которые готовы поработать на любых постах и в разных сферах, выглядит продолжением политики унификации страны. А главное, позволяет чиновникам администрации президента применять универсальные методы управления ею вне зависимости от региональной специфики. По крайней мере так кажется нынешним кураторам политического процесса, которые, видимо, рассчитывают, что за окончательный эффект от своих нововведений они ответственности не понесут.
Эксперты пояснили «НГ», что вертикаль власти действительно серьезно видоизменяется. Член бюро «Яблока» Григорий Гришин отметил: «На самом деле официальные каналы информации не описывают реальное положение дел на местах и не отражают реальных политических процессов. Уже взята и только усугубляется установка на то, чтобы транслировать наверх, что внизу все тихо, в общем, не выносить сор из избы». Поэтому-то большинство конфликтов между мэрами и губернаторами скрывается, но они регулярно вспыхивают – особенно конфронтация губернаторов с мэрами региональных столиц. «Широкие полномочия, отделенные полностью от региона, и отдельное финансирование развязывают градоначальникам руки, что создает все предпосылки к их самостоятельности. Например, в Саратовской области бюджет 120 млрд руб., а в самом Саратове – 20 млрд», – заметил яблочник. Он напомнил, что подобные конфликты можно было наблюдать и в Самаре и Самарской области, Новосибирске и Новосибирской области, в Екатеринбурге и Свердловской области и т.д. В общем, «это родовой конфликт в политической жизни России, и далеко не редкость, когда мэры становятся политическими конкурентами и оппонентами действующих губернаторов». Поэтому-то встраивание мэров в вертикаль, интегрирование их в региональную власть – это исторический вопрос для страны: «А в Кремле планируют создать матрешку: президент – губернаторы – мэры – депутаты заксов и гордум, чтобы полностью исключить политическую борьбу и независимую политику. Этакая сквозная труба, контролирующая потоки финансов и кадров из администрации президента до местного уровня. Это все в логике превращения страны из федерального в унитарное государство». Сам Гришин уверен, что такая система нежизнеспособна: «Схожее госустройство уже было в СССР, итог известен. Такая система не стрессоустойчива, распределение средств зависит не от местных нужд, а от видения руководства страны. И хотя подобный принцип управления создает иллюзию полной управляемости, но на деле такие консервированные системы плохо справляются с внешними угрозами, а на местах стимулируют появление кризисных ситуаций, потому что невозможно управлять ЖКХ Новокузнецка из Москвы», – подчеркнул он.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заявил «НГ»: «Все делается для того, чтобы оформилась единообразная модель, была унификация управления. Конечно, на многих территориях уже сити-менеджеры, но нельзя исключать, что кое-где остались самостоятельные мэры. В связи с этим Кремлем готовится даже не «труба управления», а ламинарный вертикальный поток, чтобы все везде было одинаково. Но при этом нельзя говорить о том, что в политической системе что-то существенно поменяется. Дело в том, что эти новации не отменяют нынешних принципов управления, они просто делают их более ясными для Кремля». При этом эксперт не считает действующие принципы управления эффективными, поскольку они направлены на централизацию власти: «Сейчас и так каждый чиновник контролируется, но упрощается система именно проверки деятельности региональных и местных властей Кремлем».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ»: «Система единой публичной власти прорабатывается по ряду направлений. То, что региональных министров будут согласовывать на федеральном уровне по самым ключевым направлениям, показывает, что создается сквозная вертикаль, действительно «труба», которая оптимизирует финансовые потоки и систему управления. Теперь министры регионов будут одобряться в администрации президента, а следовательно, смогут реализовывать единую политику, одобренную сверху. Но и сейчас министры в регионах подконтрольны не только и столько губернаторам, сколько отраслевому руководству, хотя теперь к ним смогут предъявлять более высокие требования, чтобы исключить нецелевое расходование средств». Эксперт указал, что взамен управление мэрами уступят губернаторам: «До сих пор в некоторых местах можно наблюдать, как мэр открывает дверь в кабинет губернатора ногой, все держат местные кланы и их ставленники, таких глав не сдвинешь, но это ненормально. Конечно, от губернаторов стоит ждать и злоупотреблений. Но в целом, наверное, ситуация спрямится, закончится дробление регионов на феоды». При этом Мухин заметил, что такую систему правления нельзя назвать неэффектиной, ведь функционал с мэров никто не снимает, просто новая система повысит их ответственность перед губернаторами.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что реверансы в сторону губернаторов отчасти компенсация за нововведения, предложенные Клишасом и Крашенинниковым. «Контроль за финансовыми потоками со стороны федерального центра дополняется возможностью назначение министров регионального правительства из Москвы, так что, просто подсластили пилюлю. А с мэрами проблем и так уже нет. За редким исключением, когда на стороне градоначальника, ушедшего во фронду, еще и городские законодатели. Такое бывает в случае успеха на выборах КПРФ. Пример - Димитровград при губернаторе Сергее Морозове. Но это исключение из правил», - пояснил он.
комментарии(0)