Жители регионов продолжают записывать видеообращения к президенту. Кадр из видео с канала «Республика» на YouTube
Партии определяются по законопроектам о QR-кодах в общественных местах и на транспорте. «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) и КПРФ заявляют, что не станут голосовать за это в Госдуме. Кремль прежде уходил от поддержки принуждения, но теперь, похоже, уже не будет. И дело не в том, кто из руководителей вдруг решил привиться или ревакцинироваться. В любом случае подписывать законы приходится президенту, но именно на Владимира Путина сейчас возлагается груз принятия стартового решения. Именно об этом написано в поправках, разработанных правительством РФ.
Коммунисты уже пробуют если не организовать протест, то хотя бы возглавить стихийные выступления. На этом фоне СРЗП, судя по всему, уйдет в чисто политический конструктив – разработку смягчающих законопроекты формулировок.
Напомним, что вечером 12 ноября в Госдуму были внесены поправки в закон о «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также изменения в ряд нормативных актов, позволяющих вводить QR-коды на транспорте. Первый законопроект является базовым – и именно в нем значится норма, которая возлагает на Путина ключевое первоначальное решение об установлении ограничений. «При введении по решению президента РФ высшим должностным лицом субъекта РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции» – так начинается данный текст, в котором как раз и дается право регионам вводить те или иные ограничения.
Таким образом, вроде бы принцип делегирования ответственности от первого лица страны нижестоящим властям – правительству и губернаторам – сохраняется. Прежде Кремль это настойчиво декларировал даже в самых незначительных ситуациях. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 11 ноября, когда все СМИ были переполнены сообщениями о готовящихся законах о QR-кодах, подчеркивал, что на состоявшееся накануне совещании с правительством ограничения на транспорте не обсуждались. А еще Песков ранее пояснял, что не идет на прививку из-за сохраняющегося у него высокого уровня антител.
Но теперь он сообщил, что все-таки привился от коронавируса вакциной «Спутник Лайт», то есть выполнил рекомендации ВОЗ и российского Минздрава. По поводу же президента Песков сказал так: «Он сам неоднократно говорил, что у него очень высокие титры сохраняются после вакцинации основной. Что касается ревакцинации, это будет зависеть от рекомендаций врачей. Конечно же, безопасность президента и его здоровье – это первоочередная задача для тех, кто за это отвечает». Однако уже появилась информация, что, видимо, на предстоящей неделе Путин сам расскажет о своих действиях.
Судя по всему, это будет необходимо в связи со скоростным рассмотрением Госдумы правительственных законопроектов о QR-кодах. Показательно, что сенатор Андрей Клишас вроде бы сначала подчеркнул: парламенту необходимо будет досконально разобраться в предлагаемых мерах. Но сейчас этот комментарий уже утонул в массе одобрительных реплик депутатов. Похоже, что и Кремлю придется активно подключиться к пропагандистской кампании. Хотя бы потому, что превращение законопроектов в законы происходит только после подписи президента.
Постепенно проявляются и позиции политических сил. «Единая Россия» и ЛДПР ожидаемо, хотя пока и осторожно, высказались за инициативы правительства. Среди противников прежде всего левые. Депутаты Госдумы от СРЗП будут голосовать против введения обязательных QR-кодов в кафе, общественных местах и на транспорте, заявил лидер партии Сергей Миронов. На сайте КПРФ сообщается, что ее фракция в Госдуме будет голосовать против законопроектов, это заявил зампред ЦК Леонид Калашников. Между тем в ответ уже даже на действующие ограничения в регионах появляются стихийные протесты. Понятно, что новыми мерами принуждения к добровольной вакцинации граждане довольны также не будут. И вот уже в Екатеринбурге прошел пикет, на котором как раз и появились руководители местных коммунистов. В Тыве на таком же пикете КПРФ совместно с жителями записала видеообращение к властям с требованием отмены QR-кодов.
Пока остается непонятным, какими могут быть политические последствия от тех действий Кремля, которые напоминают о продвижении пенсионной реформы или вообще кампании по монетизации льгот 2005 года. Тогда весь груз ответственности пришлось принимать на себя президенту, что, в частности, сказалось плохо на его рейтингах. Понятно, что это все материя чисто условная, основное – это уровень не столько доверия к власти, сколько готовности ее и дальше потерпеть. И если высказывания президента одной направленности затем вдруг сменяются противоположными, а вместо объяснения его личных на то причин приводятся какие-то цифры, то это такую готовность все время уменьшает.
«НГ» спросила экспертов и о политических последствиях и о том, почему власть всегда мобилизует меры именно репрессивного, а не поощрительного характера. Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что даже внезапное внесение законопроектов под вечер в пятницу вызвало бурю откликов. И на сайте соцсетей Госдумы, после чего та вынуждена была закрыть комментарии, и на страничках депутатов. По его мнению, «основными мальчиками для битья выбраны правительство, Роспотребнадзор и губернаторы, то есть пока все-таки президент еще дистанцируется». «Он бы присоединился, если бы лично внес эти законопроекты. А упоминать его и ссылаться на него могут где угодно. Пока Кремль шлет косвенные сигналы, апелляции к президенту идут для того, чтобы авторитет Путина вывел власть из-под удара. Конечно, это такая хитрость, ведь ясно, что санитарные врачи и Роспотребнадзор вовсе не обладают той властью, про которую нам говорят, что якобы даже губернаторы ничего не могут с ними поделать. Но на деле их, как и Минздрав с Роспотребназором, просто кидают в топку будущего недовольства», – заявил Обухов. Таким образом, он не согласился, что ситуация напоминает повышение пенсионного возраста: «Уроки протестов и падения поддержки помнят и учитывают. Поэтому нам показывают совещания президента и его выступления на тему эпидемии максимально деполитизированные, с одной стороны, а с другой – зачастую с этих мероприятий и не публикуются подробные пресс-релизы». И, конечно, теоретически проблему санитарных ограничений можно было бы решить не через репрессивный механизм, а на поощрениях, но «власть, похоже, уже не способна так действовать, репрессии ей ближе». Это все потому, что «власть и олигархи патологически жадные, они не хотят делиться с населением». По словам коммуниста, поэтому-то на вакцинацию и загоняют фактически принудительно, а примеры «государств, действующих иными методами, нашу власть не вдохновляют».
Стоит отметить, что в нижней палате «НГ» пояснили: никакого особого модерирования постов и комментариев в думских соцсетях не вводилось специально только из-за того, что, дескать, было много негативных откликов. И тем более, не устанавливалось отдельных ограничений для обсуждения информации по законопроектам о QR-кодах. Просто комментировать, например, Instagram Госдумы могут только те, кто на него подписан. И, конечно, там не допускается появление оскорбительных и нецензурных высказываний.Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова сказала «НГ», что когда власти идут на ограничения, то, конечно, мобилизуют и образ президента. «Но дело в том, что после дискредитации иностранных вакцин и их запрета люди и в свои уже не верят, им нужны веские аргументы. А кроме заявлений президента власть никаких убедительных слов предъявить не может. Но сегрегация непривитых и даже сталкивание лбами разных групп населения ведут к росту недовольства в обществе. И власть, судя по всему, не намерена останавливаться, она готова терпеть политические издержки, действуя самым привычным для нее образом», – подчеркнула яблочница. Депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин, который уже подготовил проект столичного закона о бесплатном проезде вакцинированных, пояснил «НГ», что «неумение властей справиться с эпидемией толкает их на крайние меры»: «Психология чиновников от верха до низа – запрещать и не пущать. И есть опасность того, что под соусом ковида могут быть новые репрессии против гражданского общества и политические ограничения, оправдываемые эпидемией». Он убежден, что власти будут ставить чисто на силовые методы.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что косвенно президент поддержал вакцинацию еще весной, сделав прививку от вируса и рассказав про свои ощущения. И на протяжении всего этого периода он призывал людей вакцинироваться. Поэтому-то в словах Пескова новый лишь информповод, но не посыл Кремля: «В сигналах Кремля нет ничего принципиально нового. Но есть одно но. У президента была публичная позиция о добровольности вакцинации, а это рассматривается частью общества как возможность вообще не вакцинироваться. Поэтому к таким словам президента апеллировали как сторонники вакцинации, так и противники, делая акцент на добровольности». Но теперь у Кремля появилась потребность прояснить официальную позицию – и президент начал мягко идентифицироваться со сторонниками прививок. «Его упоминание в законопроекте подчеркивает, что идет исполнение воли сверху, это нужно, чтобы выбить почву из-под тех, кто утверждал, что власть отстаивает добровольность. Одновременно это позволит и исключить «теории заговора»: дескать, все безобразия творят плохие бояре, а президент, мол, занимает другую позицию». То есть власть стремится, с одной стороны, максимально снизить влияние антипрививочников в публичном пространстве, а с другой – максимально деполитизировать тему, перевести ответственность на региональный уровень».
Однако Макаркин уверен, что так или иначе, но политические последствия будут – в основном в виде роста недовольства и протестных настроений. «Это самая большая проблема для власти, которая и заставляет действовать более осторожно. Ведь отвернуться могут не только противники, но и свои, причем ярые и радикальные сторонники, которые готовы выходить за власть на акции и бороться, их потерять никто не хочет. Сейчас раздражение ограничениями растет с двух сторон – и у тех, кто вынужден предъявлять коды и сертификаты, надевать маски, и у тех, кто проверяет и не пускает, – охранники, продавщицы. У общества очень высок запрос на возврат к нормальной жизни, люди устали от ограничений, да и сами страхи стали больше экономическими, нежели эпидемиологическими». Эксперт также напомнил, что вообще-то люди уже привыкли к тому, что государство не вмешивается в частную жизнь, здоровье – и прививка воспринимается как таковая. А здесь получается, что власть возвращает практику, существовавшую в СССР. При этом Макаркин пояснил, почему же власть не мобилизует инструменты поощрения: «Для регионов это большие расходы. А на федеральном уровне власть не хочет тратить деньги, предпочитая сохранить подушку безопасности – резервный фонд на черный день. Что это такое, если уж не эпидемия, и когда он наступит, никто не знает. Но люди во власти помнят 90-е годы, когда России приходилось просить деньги у МВФ. Поэтому Кремль не спешит распаковывать кубышку, а без нее региональные бюджеты затрат не выдержат. Поэтому-то власть и действует привычными силовыми методами». n
комментарии(0)